Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Появление двух основных позиций в понимании соотношения мистицизма и религии

Широко распространено представление о том, что мистицизм может решить спор претендентов на религиозную истину иным путем – он может, как утверждается, продемонстрировать наличие какой-то единой высшей реальности, которую каждая отдельная традиция отражает в своем особом опыте. Другими словами, есть какое-то базисное, глубинное единство всех религий, и все они носители частичных истин. Подобные представления и связанные с ними экуменические и вообще глобальные интеграционные надежды послужили одним из основных стимулов философского изучения мистицизма.

В этих воззрениях проявились две основные позиции в понимании соотношения мистицизма и религии как идеологами религии, так и исследователями мистицизма. В соответствии с первой позицией существует только мистицизм как особая форма религиозной жизни той или иной конкретной традиции. Всякое провозглашение всеобщего мистицизма не имеет под собой реальных оснований. При изучении мистицизма такая позиция проявляется в утверждениях о неправомерности концептуализации «универсального мистицизма». В связи с этим подвергается сомнению и правомерность сравнительного изучения мистицизма. Утверждается, в частности, что общие феноменологические характеристики требуют такой спецификации применительно к конкретным традициям, что в этом процессе вообще исчезает содержание этих характеристик и категорий.

В соответствии со второй позицией мистицизм относительно автономен по отношению к религиозно-культурным традициям. При изучении можно поэтому в свидетельствах о мистическом опыте выявить содержательные моменты, которые, с одной стороны, не совпадают с мифологическими, доктринальными, этическими и т. д. компонентами той или иной религиозной традиции, а с другой – являются общими. Для таких свидетельств, относящихся к разным эпохам и культурам. Соответственно возможны универсальные определения, установление набора общих характеристик, создание межкультурной типологии мистического опыта, и самое главное – возможно указание на какую-то единую высшую, божественную реальность, лишь различно тематизируемую в «религиозных устремлениях» человечества.

Выше было сказано о том, что все аспекты функционального использования мистицизма являются производными от функции подтверждения базисных доктринальных, мифологических содержаний определенной религии. Иллюстрацией этому может служить то обстоятельство, что мистицизм иногда используют для объяснения генезиса той или иной религиозно-метафизической традиции. Утверждается, что мистический «прорыв» к подлинной, высшей реальности послужил некогда конституирующим импульсом для данной традиции. Соответственно процесс генезиса этой традиции не может будто бы становиться объектом анализа в светских терминах. Подобное рассуждение используется в основном применительно к восточным традициям. Мистицизм не привлекается для объяснения генезиса иудаизма, христианства, ислама. Преобладает мнение о том, что в рамках этих религий мистицизм возникает как раз как средство преодоления той непроходимой пропасти, которую они вырывают между трансцендентным богом и человеком. Мистический опыт предстает как восстановление какого-то единства между «основой», «глубиной» души и богом. Такого мнения придерживаются, к примеру, Л. Рихтер, автор раздела о понятии и сущности мистицизма в немецкой протестантской энциклопедии, и известный исследователь иудаистского мистицизма Гершом Шолем.

Следует заметить попутно, что и в исследовательской литературе мистицизм предстает иногда как источник происхождения религии вообще. Для этого исходной формой религии объявляется шаманизм, рассматриваемый в свою очередь как первоначальная форма мистицизма.

Мистицизм интенсивно изучается в современной западной философии. Пристальное внимание к мистицизму обусловлено его функциями в религиозном сознании, о которых шла речь выше.

При характеристике состояния изучения мистицизма в современной философии религии мы сосредоточим внимание прежде всего на методологии; на попытках установить универсально-конститутивные характеристики мистического опыта; на разработанных классификациях этого опыта; на проблеме отношения мистического опыта и его интерпретации и, наконец, на проблеме онтологического и эпистемологического статуса мистического опыта. Сегодня это основные направления в изучении мистицизма в рамках западной философии религии.


Также интересно:

Возникновение истоков представления о неинтеллигибельности мистицизма
Попытки западных исследователей мистицизма описать «движение мистического опыта»
Какие предпринимались попытки разработать универсальную типологию мистического опыта
Четыре типа экстравертивного мистицизма по Уильяму Уэйнрайту
Два вида интерпретации мистического опыта Смарта
Философская постановка проблемы онтологического и эпистемологического статуса мистического опыта
Философские концепции религиозной веры
Философские модели иудео-христианской веры
Почему «доверие» является наиболее характерной чертой веры
Развитие Скептического фидеизма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания