Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


«Неоклассическая метафизика» и «неоклассический теизм» Хартшорна

В отличие от С. Александера и А. Н. Уайтхеда Чарльз Хартшорн, также считающийся, по всеобщему признанию, классиком процесс-философии и процесс-теологии, в 70-е и 80-е годы продолжает участвовать в философской дискуссии. В нашей книге внимание сосредоточено на работах, вышедших в эти годы, в первую очередь на книге «Творческий процесс и философский метод», являющейся, по утверждению самого Хартшорна, его «наиболее философичной книгой, причем книгой, в наибольшей степени резюмирующей всю систему».

Хартшорн, так же как и Александер и Уайтхед, понимает свою философию как метафизику, более того – как метафизическую систему. Он не только постоянно соотносит свое творчество с традицией, но и проповедует довольно традиционное представление о природе философствования.

Хартшорн предлагает несколько определений метафизики 56. Эти определения в существенных моментах совпадают. Резюмируя, можно, на наш взгляд, сказать, что Хартшорн понимает метафизику как исследование наиболее общих свойств реальности в целом. Подобная всеобщность есть отличительная особенность метафизики в сопоставлении с науками. Метафизика стремится установить идеи или истины настолько общие, что никакие представимые факты или наблюдения не могут противоречить им. Более того, всякий опыт должен подтверждать эти истины. Речь идет о необходимых истинах. Эти истины не могут быть иными, поскольку относятся к общему во всех фактах.

Хартшорн характеризует свою философию различным образом, но чаще всего – как «неоклассическую метафизику» и как «неоклассический теизм». Обозначение «неоклассический» связано, по его собственным словам, с тем, что, «хотя это и не образец того, что называют «великой традицией» или «вечной философией», данная система была разработана в тесной связи с великими метафизическими системами».

В качестве философской теологии система Хартшорна развертывается прежде всего как диалог с творчеством Фомы Аквинского. В связи с этим представляется верным утверждение Уильяма Олстона на этот счет: «Именно томистскую концепцию, или общие способы размышления о боге, определенные Фомой Аквинским, Хартшорн считает своим главным соперником. Он также полагает, что одно из основных достоинств его позиции заключается в том, что она преуспевает в тех моментах, в каких потерпел неудачу Фома». При всей справедливости этого утверждения отметим, что в философско-теологической области таким же партнером по диалогу, как и Фома Аквинский, для Хартшорна всегда был Ансельм Кентерберийский.

Хартшорн в отличие от многих современных философов считает очень важным вопрос о доказательствах существования бога. «Различие между верой и неверием, – пишет он, – определяется в конечном счете совокупностью возможных доказательств существования бога или их опровержений».

В вопросе о доказательствах существования бога Хартшорн констатирует наличие двух крайностей, равно ошибочных: 1) доказательства, даже поиск доказательств, тщетны; 2) доказательства в полной мере убедительны. Хартшорн придерживается «промежуточной» точки зрения. Суть его позиций заключается в том, что «возможно формально верное доказательство теизма». Примечательно, что Хартшорн употребляет выражение «возможные доказательства». Он подчеркивает важность такой квалификации применительно к доказательствам и отмечает, что ни Юм, ни Кант не понимали ее значения. Вообще, обсуждение Хартшорном «теистических доказательств» заключается преимущественно в полемике с этими философами, прежде всего с Кантом. Эта полемика и ориентирована на демонстрацию возможности доказательств существования бога.

С точки зрения Хартшорна, главное состоит в том, что никакое теистическое доказательство нельзя считать эмпирическим в строгом смысле. Сказать, что нечто случайное существует, поэтому существует бог как не-случайная причина, не является эмпирическим аргументом. Ведь никакой представимый опыт не может противоречить посылке. Во всяком опыте что-то наблюдается. И во всяком опыте должны быть случайные аспекты. Космологический аргумент является поэтому априорным.

Однако, как подчеркивает Хартшорн, априорность всех доказательств не означает тем самым их бесспорной убедительности. Человек может оказаться не в состоянии видеть предпосылки как нечто несомненное.

Формальная несостоятельность аргументации, опровергающая доказательства существования бога, приводит Хартшорна к следующему выводу: «Будучи в полной мере развито, каждое из доказательств указывает на теистическое заключение, но не просто на теистическое заключение, а на неоклассическую форму такого заключения» 6|. Правда, по признанию Хартшорна, он сам не осуществил такой полной разработки, за исключением исследования «морального доказательства».


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания