Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Концепция «Неовитгенштейнианская философия религии»

Во второй половине 60-х годов Кай Нильсен ввел в оборот термин «витгенштейнианский фидеизм». Этот термин прижился в философии религии, и его широко используют для обозначения определенной позиции, связанной с концепцией, которая провозглашает религию особой формой жизни и языковой игрой.

Возникает интересная ситуация. «Неовитгенштейнианская философия религии», концепция религиозной языковой игры, религии как определенной формы жизни сохраняет живое присутствие в нынешней философско-религиозной дискуссии. «Витгенштейнианский фидеизм» анализируется как прочно утвердившаяся позиция, с которой должно тем или иным образом соотноситься всякое серьезное философско-религиозное исследование. Тем не менее указанная концепция предстает как безымянная в том плане, что ее нельзя идентифицировать с творчеством каких-то философов.

Разумеется, эту концепцию в дискуссии увязывают с некоторыми именами. Но при ближайшем рассмотрении мы убеждаемся, что ни у одного из упоминаемых философов указанная концепция не встречается в чистом или развернутом виде. Можно идентифицировать лишь определенные ее элементы. Сами эти философы чаще всего отвергают навязываемую им приверженность к концепции религии как формы жизни и языковой игры в том виде, в каком мы ее реконструируем ниже.

Так, работы авторов, имена которых наиболее часто ассоциируются с данной концепцией, были собраны в сборнике «Автономия религиозного верования». Все эти работы призваны ответить на вопрос, можно ли считать религию формой жизни, если прнимать это выражение в смысле Витгенштейна. По мцению автора введения к сборнику Фредерика Кроссона, «коллективное заключение гласит «нет».

В связи с этим перед нами стоит задача реконструировать программу «неовитгенштейнианской философии религии», «витгенштейнианского фидеизма» на основании отдельных положений как тех философов, чье творчество увязывают с этой программой, так и тех, кто отвергает ее.

Эта программа представляет религию как какой-то самостоятельный мир со своими автономными правилами осмысленности религиозных высказываний, обоснованности аргументации и критериями рациональности и истинности. Понятно, что такая философско-религиозная концепция обладает значительным апологетическим потенциалом, поскольку делает невозможной всякую критику религии с внерелигиозных позиций. Возможна, как утверждается, только имманентная критика, т. е. критика в пределах той же смысловой сферы. При этом предполагается, далее, что имманентная критика по определению означает признание осмысленности религиозной языковой игры. Соответственно религию можно представить как вполне правомерную и рациональную форму жизни. Ларе Хайкола в книге «Религия как языковая игра» утверждает: «Философия, которая зарождается с «Философских исследований» Витгенштейна, революционизировала взгляды на интеллигибельность религиозных верований. У Витгенштейна мы находим теорию языковых игр, которая, будучи применена к религиозным верованиям, представляет их как совершенно законный и рациональный компонент человеческой жизни».

Преимущества понимания религии как особой и автономной «языковой игры» усматриваются еще и в том, что она позволяет избежать конфронтации с альтернативными светскими воззрениями на мир, прежде всего с марксизмом. «Так, когда марксист или гуманист говорит верующему о том, что глупо молиться богу, поскольку нет бога, – замечает в связи с этим Джон Хик, – неовитгенштейнианский философ скажет и атеисту и верующему, что они играют в различные языковые игры и поэтому между ними не может быть споров».


Также интересно:

Понятия «языковая игра» и «форма жизни»
Две основные позиции современной философии религии Филлипса
Эпистемологическое изучение религиозных веровании
Методологическое обоснование философско-эпистемологических исследований религии
Религиозная концепция верований Уиби
Анализ эпистемологической разновидности современной философии религии
Определение категориальной принадлежности религиозных верований
Категоризация религиозных верований по Уиттейкеру
Проблемы обоснования, оправдания и рациональности религиозных верований
Эпистемологическое сопоставление религии и науки

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


LED spots