Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Об объекте философского религиоведения при исследовании религиозной веры

Вера питается и оформляется какой-то конкретной традицией, формируется и в каком-то смысле поддерживается ею, и все же вера предшествует этой традиции и выходит за ее пределы.

Отношения веры и верований в общем воспроизводят отношения между верой и религиозными традициями. «Вера не есть верование». Это главный тезис Смита в данной области.

Тем не менее вера обладает «интеллектуальным измерением». В своем интеллектуальном измерении вера означает прежде всего «признание истины», «прозрение относительно природы реальности».

В этом своем интеллектуальном измерении вера отличается от «обычного знания» по крайней мере в двух отношениях. Первый момент связан с признанием трансценденции, а второй – с вовлечением воли в том смысле, что постижение должно по возможности максимально приближаться к вечно ускользающей истине.

Но даже соединив веру с интеллектуальным поиском истины, Смит считает необходимым вновь подчеркнуть, что вера – это не верование в учение. Это даже не верование в истину как таковую. «Это «согласие» с истиной как таковой, в динамичном и личностном смысле вовлеченной и радостной приверженности ей».

Несомненным достоинством концепции У. К. Смита является стремление постичь религиозную веру с точки зрения компаративистского подхода, в глобальной историко-религиозной перспективе. В его работах конкретный историко-религиозный материал занимает значительное место.

Основу концепции образует утверждение о том, что религия – универсальное явление всей истории человечества. Правда, Смит вынужден сделать оговорку относительно западноевропейской истории последних столетий. Казалось бы, эта оговорка должна опровергнуть утверждение о религиозной вере как о «родовой характеристике человека». Вряд ли сущностная необходимость, а именно так Смит воспринимает наличие веры у человека, допускает какие-либо исключения, тем более в таких масштабах.

Но даже если бы мы вопреки историческим свидетельствам допустили, что религия является универсальным феноменом, то все равно это мало что дало бы для обоснования того понимания веры, которое предлагает Смит. Ведь он не отождествляет веру без остатка с религиозностью. Пафос его рассуждений направлен как раз против такого отождествления. Вера постулируется как нечто лежащее в основе многообразных религиозных форм или даже за их пределами. В итоге Смит не в состоянии сказать что-либо содержательное и аналитически приемлемое о природе веры. Она или молчаливо, вопреки заявленным принципам, отождествляется с религиозностью, или изображается как что-то «уклончивое и личностное». Строго говоря, все сводится к тому, что религия есть дело человеческое.

Столь же неопределенен Смит и в характеристике объекта религии, что в общем и неудивительно при его компаративистской установке.

Традиционно при философском исследовании религиозной веры совокупно рассматривались все основные проблемы, которые ставит философское религиоведение. При довольно дифференцированном характере современного философского религиоведения изучение веры означает рассмотрение довольно ограниченного круга проблем.

Дифференциация и специализация философского религиоведения применительно к религиозной вере проявляются в том, что языково-смысловая проблематика веры ставится во главу угла при изучении языка религии; познавательные моменты веры рассматриваются главным образом в рамках эпистемологического исследования религиозных верований, а многие сугубо субъективные моменты религиозной установки, религиозного отношения к действительности осмысляются при исследовании религиозного опыта.

Религиозная вера предстает в философском религиоведении как особое экзистенциально-духовное состояние, характеризующееся к тому же специфической переживательной интенсивностью. В таком целостном состоянии аналитически вычленяются собственно вера как субъектный и аффективно-субъективный момент и верования как содержательный момент. Отношение между этими моментами и образует в основном объект философского религиоведения при исследовании религиозной веры. Это можно сформулировать еще и таким образом: исследование сосредоточивается на рассмотрении характера приверженности субъекта веры религиозным верованиям.

Соответственно всякая развернутая философско-религиоведческая концепция религиозной веры содержит характеристики обоих указанных моментов, обоих терминов отношения. При этом, однако, собственно вере, вере в узком смысле слова, уделяется, естественно, гораздо большее внимание.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


Приобрести приточный клапан КИВ 125 http://almaz-kaluga.ru/pritochnyj-klapan недорого.