Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Философская постановка проблемы онтологического и эпистемологического статуса мистического опыта

Философская постановка проблемы онтологического и эпистемологического статуса мистического опыта необходима уже в силу того, что нужность проверки претензий мистиков всегда признавалась даже в религиозных традициях. Более того, в рамках этих традиций, к примеру в католицизме, разработаны соответствующие мистические и немистические критерии правомерности, подлинности и т. п. того или иного мистического опыта.

Можно выделить несколько направлений в усилиях западных философов осуществить проверку онтологических утверждений мистиков.

Некоторые философы стремятся подтвердить когнитивность мистического опыта посредством установления аналогии с другими видами познания. Здесь преобладают попытки провести аналогию с перцепцией, поскольку мистицизм, как считают, является какой-то разновидностью перцептуального знания.

Примечательно, что при проведении подобных аналогий не предлагается эксплицитный и развернутый философский анализ объекта мистического опыта как объекта когнитивного опыта. Как правило, дело сводится к утверждениям о том, что если мы не требуем установления логических связей между обычным перцептуальным опытом и его объектом, то неправомерно требовать этого в отношении мистического опыта.

В то же время принятие перцепции за парадигму непосредственного познания ведет иногда к утверждениям, что именно отклонение мистического опыта от такой парадигмы не дает оснований признать его когнитивную ценность.

Основной упор в попытках как-то решить проблему, о которой идет речь, делают на использование результатов изучения отношения между мистическим опытом и его интерпретацией. Интерпретация мистического опыта, содержащаяся в нем самом, есть соответственно и тематизация объекта этого опыта. Интерпретация может, как надеются, подтвердить правомерность мистического опыта как когнитивного опыта, правомерность его онтологических претензий. Последнее связано с тем, что интерпретация, т с. доктринальные, мифологические и т д. компоненты определенной религиозной традиции, получает, как считают, какое-то независимое от опыта, в том числе мистического, подтверждение иными способами. Другими словами, само наличие в мистическом опыте интерпретации, содержание которой получает подтверждение и из других, независимых от опыта источников, подтверждает будто бы когнитивные притязания этого опыта.

Но такие представления противоречат в действительности результатам анализа отношения между мистическим опытом и его интерпретацией. Согласно этому анализу доктринальное, мифологическое содержание ка-кой-то традиции содержательно же конституирует мистический опыт. Но конституируемое не может подтвердить конституирующее. Кроме того, такой подход неприменим к случаям какого-то «чистого» мистического состояния с внетрадиционным «объектным содержанием».

Ряд философов отвергает саму возможность обоснования онтологических и когнитивных притязаний мистиков. Формулируя эту проблему как проблему верификации мистического опыта, они указывают на то, что попытки верифицировать претензии мистиков наталкиваются на целый ряд трудно разрешимых проблем, если под верификацией понимать требование указать независимые основания, подлежащие публичной демонстрации, для того опыта, который, по утверждениям мистиков, имел место.

Можно констатировать, что при исследовании проблем религиозного опыта, как «обычного», так и «мистического», современное философское религиоведение обращается к довольно ограниченному числу проблем. Сами эти проблемы, равно как и их число, обусловлены в первую очередь ситуацией религии на Западе.

Представляется, что ключевой философской проблемой при исследовании и осмыслении религиозного опыта для западных философов является проблема связи между религиозным опытом и верованиями как идеационным компонентом религии. В конечном счете к ней могут быть возведены почти все основные философские проблемы религиозного опыта

Ситуацию разработки указанной проблемы современной западной философии религии можно резюмировать следующим образом. Философское религиоведение эксплицировало то обстоятельство, что верования выступают важнейшим средством выражения религиозного опыта и в то же время являются одним из существенных условий возникновения этого опыта.

Однако, с нашей точки зрения, это еще не означает полного аналитического решения вопроса о характере отношения между ними. Такое решение этого вопроса возможно только при условии, если религиозный опыт будет признан единственным источником содержания религиозных верований или религиозные верования будут признаны единственной порождающей инстанцией религиозного опыта. Иными словами, окончательное решение может быть только однозначным генетическим решением. Современные же философы религии, как правило, вообще избегают генетических решений как неправомерных или не входящих в компетенцию философии, что по существу означает ограничение описательным подходом к указанной ключевой проблеме философского исследования религиозного опыта.


Также интересно:

Философские концепции религиозной веры
Философские модели иудео-христианской веры
Почему «доверие» является наиболее характерной чертой веры
Развитие Скептического фидеизма
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
«Вера», как общерелигиозный феномен
Перцептуальная и референциальная модели веры
Об объекте философского религиоведения при исследовании религиозной веры
Философия религии и религиоведение
Природа религиоведческих исследований

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания