Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Определение категориальной принадлежности религиозных верований

Философско-эпистемологический анализ религии ориентирован прежде в его на установление категориальной принадлежности религиозных верований. Адекватная категоризация религиозных верований создает, как считают, условия для правильного решения философско-эпистемологических проблем религии. «Ключевой вопрос относительно когнитивного значения (возможной истины) претензий религии, – утверждает Джон Уиттейкер, – зависит от специфических категорий, к которым мы относим эти претензии».

При определении эпистемологической категории религиозных верований основным для философов религии является вопрос о том, следует ли относить их к категории гипотез. Указание на религиозные верования как на гипотезы позволяет одновременно предложить решение нескольких эпистемологических задач. Прежде всего верования предстают в таком случае как разновидность фактуального знания о действительности и познавательного отношения к миру. В характеристике верований можно поэтому использовать многообразные подходы современной философской эпистемологии к изучению гипотез.

Джон Кинг-Фарлоу и Уильям Кристенсен утверждают в книге «Вера и жизнь разума», что следует принять аналогию между религиозными утверждениями и гипотезами. Под гипотезой понимается высказывание, которое выдвигается и отстаивается в «пробной манере» и преследует цель объяснить содержание нашего опыта.

«Гипотетический подход к вере», как окрестили свою философско-религиозную установку Кинг-Фарлоу и Кристенсен, призван показать, что вера вполне может пониматься как определенная разновидность «либеральной эмпиристской методологии», альтернатива догматизму. Такой подход противопоставляется разнообразным формам современного «фидеистского волюнтаризма».

Кинг-Фарлоу и Кристенсен указывают основные условия, при которых религиозные верования и характер приверженности к ним могут считаться гипотетическими и претендовать в связи с этим на статус, аналогичный статусу научных положений.

Религиозная идеология должна прежде всего, как утверждают Кинг-Фарлоу и Кристенсен, предлагать «оправдательное объяснение» существования Вселенной и опыта жизни человека в ней. Такое объяснение должно быть, по крайней мере частично, причинным объяснением, аналогичным научному. Разумеется, религиозно-идеологическое объяснение обладает своей спецификой. Оно должно указывать на какую-то последнюю причину, задающую также и смысл и ценность существования.

Такое «оправдательное объяснение» является «объяснительной гипотезой». Соответственно характер приверженности такому объяснению является «открытым» и «пробным». Поэтому если верующие, в частности теисты, желают быть рациональными в своей жизненной позиции, то они не должны считать, что это «оправдательное объяснение» применимо ко всем случаям. Кроме того, им лучше всего обратиться к этому объяснению только «на основе большого опыта и длительного размышления о нем».

Альтернативой категоризации религиозных верований как гипотез является отнесение их к той или иной разновидности регулятивных правил, что позволяет наделять верования иным, в сопоставлении с гипотезами, эпистемологическим статусом.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания