Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Философия религии как предмет теистических положений

Философия религии представляет собой прочно утвердившуюся и респектабельную академическую дисциплину западной философии. При этом, однако, среди философов широко распространено мнение о том, что современная философия религии не представляет собой какого-то единого образования. Указывается на отсутствие согласия относительно предмета и методов, на отсутствие общепризнанных результатов. Ричард Шеффлер, пожалуй, единственный, кто в последние десятилетия предпринял попытку обзорного исследования состояния западной философии религии, отмечает: «Философии религии как единого поля тем и вопросов, методов и результатов сегодня не существует. Возможно, единство когда-то было, возможно, оно будет позднее. Сегодня же перед нами озадачивающее множество постановок вопросов, попыток ответов и методов».

Как правило, философы религии скорее указывают, чем философия религии не является, нежели дают точное описание ее предметной области или методологии. Трудности усугубляются тем обстоятельством, что в определении предмета философии религии должно, по крайней мере имплицитно, содержаться определение специфики философствования как такового. Как известно, природа философского знания и деятельности является извечным объектом дискуссий и разногласий среди философов.

Сходным образом чрезвычайно трудно определить «религию» как предмет философии религии. В настоящее время практически необозрима та совокупность явлений, которые квалифицируются как «религиозные» в религиоведческих дисциплинах. Количество и многообразие этих явлений делают крайне затруднительной выработку даже какого-то рабочего определения религии не только в философии религии, но и в религиоведческих науках.

Тем не менее, несмотря на отсутствие единодушия в понимании природы и функций философии религии, она обладает объективно устанавливаемой предметной сферой, постоянно воспроизводящимися формами осуществления, довольно устойчивыми отличиями от других областей философского знания, от теологии западных христианских конфессий, от религиоведческих дисциплин. Все это – объективные характеристики особого типа философствования, демонстрирующего многообразие исторических форм реализации.

Как правило, в современных философско-религиозных работах не постулируется соотнесенность с какой-то общей предметной областью философии религии. Указываются лишь предмет и цель данной работы. Такой подход очень затрудняет определение места того или иного конкретного построения в общем контексте философии религии как относительно независимой области философии.

Несмотря на это обстоятельство, общая предметная сфера философии религии вообще и современной в частности просматривается довольно определенно. Общую предметную область подавляющего большинства разновидностей современной западной философии религии образуют исследование и осмысление теизма в самых различных аспектах, а также обоснование традиционного, «классического» теизма или конструирование философских альтернатив «классическому» теизму.

Теистические положения, избираемые в качестве объекта анализа, представляются как эксплицированный результат многовековой работы теологической и философской мысли, как квинтэссенция религиозной мудрости Запада.

Современные философы религии под теизмом понимают, как правило, набор определенных религиозно-метафизических утверждений, образующих, по мнению этих философов, основу, сущность теистических религий. Ядром указанных положений являются те, которые систематизируют представления о боге. Бог постигается как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Он сотворил все, что существует вне его, трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире.

Каждое из теистических положений, исследуемых или обосновываемых в современной философии религии, является по существу теологическим утверждением. Философы оправдывают концентрацию внимания на этих утверждениях ссылками на то, что в жизни приверженцев теистических религий положения теизма выступают не как абстрактные метафизические идеи, но как живые верования, направляющие религиозную мысль, чувство и действие – ритуал, молитву, институциональную практику и т. д.

При этом представители философии религии осознают, что теистические положения не исчерпывают полноты и своеобразия основных теистических религий, в первую очередь не исчерпывают присущих этим религиям представлений о живом боге. Очевидно, в частности, что теистические положения не отражают в полной мере уникальной специфики христианского понимания природы божественной реальности.

Тем не менее именно базисные положения теизма образуют предметную область большинства разновидностей философии религии. Это объясняется, видимо, прежде всего тем, что исследование, обоснование или даже какое-то конструирование теизма соответствуют специфике философствования. Религия предстает в своем идеационном компоненте, могущем стать объектом философской рефлексии. Нелишне в связи с этим вспомнить, что и само понятие «теизм» имеет философское происхождение.


Также интересно:

Методологическое обоснование философии религии
Философское изучение религиозных верований
Анализ современной западной философии религии и теологии
Философия религии как философское религиоведение
Эпистемологические проблемы религии
«Лингвистический поворот» в философии религии
Специфика аналитической философии религии
Какие есть проблемы смысла языка религии
Радикальные новации в философском исследовании языка религии
Философский антитеологический эмпиризм

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


Узнать стоимость линз и прочитать отзывы на Ochkov.net. . dumpster rental marinette wi . Retail Real Estate's My Three Sons - Peter Lowy David Simon Robert Taubman