Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Условия существования человека определяют условия познания мира и бога

Условия существования человека определяют и условия познания мира и бога. Человек не может «непосредственно-духовно» созерцать бога. Человеческое познание действительности опосредовано органами чувств. Философское богопознание опосредовано человеческим духовно-чувственным миропознанием. Путь «естественного» богопознания начинается с миро-познания и продвигается к подлинному богопознанию, поскольку мир постигается не как последняя и абсолютная действительность, а как «образ» таковой. Бог философски постижим не непосредственно в себе самом, а «только посредством отдаленного подобия в «зеркале» мира». Философское познание действительности – это по существу «путь от миропознания к богопознанию». Лишь такой способ познания бога возможен для человека. Философское богопознание заключается в том, чтобы сделать видимым бога как возвышающегося над миром и пребывающего в нем, по отношению к которому мир есть лишь подобие. Это возможно потому, что бог пребывает в мире как его сокровенная основа. Если бы это было не так, то бога нельзя было бы постичь в мире и исходя из мира.

Общие условия человеческого познания особенно отчетливо проявляются в философских доказательствах существования бога, которые образуют «решающую сердцевину философского богопознания». Эти доказательства имеют своим исходным пунктом мир. Мир понимается как «связь всей действительности, подвластной условиям пространства и времени».

Поскольку безусловный бог не может быть постигнут непосредственно, путем естественного человеческого познания, то метод познания должен создавать условия и возможности для того, чтобы видеть бога сквозь вещи мира. Он должен вести к основанию вещей. «Этот метод опосредования познания, – утверждает Бек, – называется доказательством». Доказательство представляет собой метод познания, которое осуществляется рационально, т. е. в контролируемых понятийных высказываниях.

Бек считает, что адекватным методом для доказательств существования бога должно стать нисхождение в бытийное основание или сведение испытываемого физического мира к его непосредственно более не испытываемому основанию. Речь идет о «редуктивно-метафизическом методе».

В контексте проблематики доказательств существования бога необходимо прежде всего обнаружить в «бытийной конституции» мира нечто такое, что позволило бы нам утверждать существование бога. Такая «бытийная конституция» недостаточна, чтобы мир сам себя обосновывал. Можно поэтому сделать заключение о том, что мир обосновывается какой-то другой действительностью, которая коренится в себе самой. Развертывание доказательства существования бога членится на три шага.

Во-первых, фиксируется, что мир дан в опыте и как дан, и таким образом испытываемый мир исследуется в своем бытийном характере. При этом выясняется, что он не может существовать через самого себя и не коренится в себе самом.

Во-вторых, показывается, что сущее, обладающее таким бытийным характером, может существовать лишь тогда, когда существует через что-то другое и коренится в нем, т. е. предпосылает существование этого другого.

В-третьих, отсюда следует: мир основывается на чем-то другом, отличном от него сущем. В этом сущем следует выявить черты бога.

Здесь резюмируется «общая логическая структура доказательства»: первые два положения являются посылками, третье – следующим из них заключением. «Обобщая, можно сказать, – пишет X. Бек, – что законное доказательство существования бога имеет своим исходным пунктом испытуемый мир, который постигается в своем бытийном характере как то, что не коренится в себе самом (содержание 1-й посылки). Доказательство преодолевает этот мир посредством «положения о требовании достаточного основания» (содержание 2-й посылки). Таким образом, это доказательство достигает своей цели – основания, трансцендентного по отношению к миру, которое следует определить как «бога».

В гносеологическом плане, как отмечает Бек, понимание истины первой предпосылки берется из опыта. Поскольку нечто возникает, изменяется и приходит, то оно являет свое непостоянство и являет себя как нечто, что не существует необходимо из самого себя.

Понимание истинности второй посылки вытекает не из опыта, а из сравнительного анализа сущностных структур, а именно сопоставления смысловых содержаний «не из самого себя быть» и «быть из чего-то другого». Их необходимая связь очевидна. Если сущее не основывается в самом себе, то основывается необходимо в чем-то другом, иначе оно основывалось бы на ничто и само «из своей основы» было бы ничем. Это называется «принципом достаточного бытийного основания».


Также интересно:

«Общая базисная структура» доказательства существования бога
Доказательства существования бога разработанные Беком
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Экзистенциально-онтологический теизм Джона Маккуори
Как понимает Маккуори функции философской теологии в отношении теологии откровения
Концепции Маккуори в использовании философско-онтологического подхода при рассмотрении природы бога
В чём заключается цель философско-религиозной концепции Вельте
«Ничто», которое наполняет и проникает в наличное бытие
Вельте формулирует вопрос: «Почему вообще есть нечто, а не ничто?»
Цель концепции Вельте обосновать конфессиональное понимание природы бога

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания