Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Отношение конфессиональной теологии к философскому богопознанию

Отношение конфессиональной теологии к философскому богопознанию в Новое время определялось еще и таким важнейшим фактором, как оформление и развитие относительно автономной философии. Особого внимания в контексте рассматриваемой проблематики заслуживает то обстоятельство, что развитие философии означало и появление автономных философско-теологических учений, не всегда совпадавших с построениями конфессиональной естественной теологии.

Если попытаться охарактеризовать специфику отношения к философской теологии со стороны различных конфессий в настоящее время, то в самом общем виде можно сказать, что протестанты все чаще обращаются к проблематике, которую можно приблизительно охарактеризовать как «философская теология». В то же время католики проявляют все больший скепсис по отношению ко всякому богопознанию, независимому от откровения. По нашему мнению, одной из важнейших причин некоторого изменения католических позиций в этом отношении является известный кризис неосхоластической философии. Классическую форму естественная теология получила в рамках средневековой схоластики. Эта форма означала прежде всего четкое определение характера отношений между естественной теологией и теологией откровения. Кризис неосхоластической философии, воспроизводящей основные принципы средневековой схоластики, предполагает соответственно и утрату ясности и определенности в данном вопросе. В этой связи значительный интерес представляют наблюдения известного теолога и философа Ганса Урса фон Балтазара, который отмечает: «В общем можно сказать, что привычное отношение между философией и теологией изменилось с недавнего времени вследствие значительного упадка схоластической философии, в течение длительного времени рассматривавшейся католической церковью как подготовка к теологии».

В концептуальном плане основу напряжений между собственно конфессиональной теологией как теологией откровения и философской теологией образуют опасения со стороны первой относительно того, что сам принцип философской теологии как философского богопознания предполагает, что она претендует в конечном счете на роль высшей инстанции, оценивающей веру и даже содержание богооткровения. Получается, как утверждают, что разум по существу задает содержание вере или выступает как некий гарант достоверности этого содержания. Если кратко подытожить подобные рассуждения, то можно сказать, что теологи опасаются того, что разум, находясь вне веры, может представать как нечто обосновывающее веру. Подчеркнем, что опасения вызывает главным образом то, что разум может претендовать на подобные функции исключительно на своей собственной основе, т. е. с позиций полной автономии по отношению к факту и содержанию божественного откровения.

Внеконфессиональное философское богопознание не должно соотноситься ни с каноническими текстами, ни с систематической теологией, ни с какими-либо церковно-институциональными авторитетами. Иными словами, это действительно автономное философское богопознание.

Философская теология как философское богопознание является прежде всего дискурсивным способом философствования. Это определенная совокупность философско-теоретических утверждений и рассуждений. Таким образом, философская теология есть теоретическое отношение к божеству, соответственно теоретическая разновидность религиозного отношения. В этом качестве философская теология отличается как от многообразных видов религиозно-практической деятельности, так и от тех или иных вариантов «непосредственного» отношения к божеству.

Философское богопознание решает три основные тесно взаимосвязанные задачи. Оно призвано, во-первых, продемонстрировать или подтвердить существование бога; во-вторых, определить по возможности природу бога; в-третьих, охарактеризовать отношения между богом и миром, богом и человеком. Эти важнейшие задачи философского богопознания различно решаются в конфессиональной и внеконфессиональной философской теологии.

Доказательства не являются единственным способом осмысления современной философской теологией проблематики существования бога. Она интенсивно ищет какие-то другие средства подтверждения такого существования.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


Газонная трава семена - покупате у нас!