Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Плантинг и его философско-религиозные проекты

Концепции, в которых отрицается фундаментизм, либо провозглашают сами религиозные верования «базисными», либо непосредственно характеризуют эти верования как «безосновные», т. е. не нуждающиеся в обоснованиях через соотнесение с какими-то другими верованиями.

Такие концепции не полагают наличие или отсутствие надежных внешних, т. е. нерелигиозных, свидетельских оснований в качестве критерия рациональности или иррациональности веры в бога и соответственно критерия ее принятия или отрицания.

Наиболее видным приверженцем концепции базисности религиозных верований считается Алвин Плантинга. Плантинга широко известен не только как философ религии, но и как логик.

Концепция базисности религиозных верований, которую Плантинга интенсивно разрабатывает в последние годы, не является его единственным философско-религиозным проектом. В свое время широкий резонанс среди философов религии вызвала работа Плантинги «Бог и другие сознания», где он стремится к «рациональному оправданию веры в существование бога, каким он понимается в иудео-христианской традиции», посредством обоснования того, что телеологический аргумент в пользу существования бога, который он считает лучшим из подобных аргументов, и аргумент по аналогии в пользу существования других сознаний обладают сходным эпистемологическим статусом.

В своей последней книге, в которой он излагает свое философское кредо и отвечает на критику, Плантинга заявляет: «Одним из главных моих интересов всегда был интерес к философской теологии и апологетике, т. е. попыткам защитить христианство (или более широко – теизм) от разнообразных нападок на него». По Плантингу, «основная функция апологетики состоит в том, чтобы показать, что с философской точки зрения христианам и другим теистам нет нужды за что-то извиняться».

Плантинга говорит о том, что его как христианина беспокоят три обстоятельства: существование некоторых видов зла; тот факт, что многие достойные люди не приемлют веры, и, наконец, трудности с нахождением некруговых аргументов или свидетельств в пользу существования бога.

Он подчеркивает, что в современном мире «многое враждебно христианской вере». Представители академического мира в западных странах в своем большинстве полагают, что «христианство является интеллектуальным банкротом, не заслуживающим доверия со стороны разумного человека».

Плантинга считает, что в споре относительно религии ключевым является вопрос о природе рациональности религиозных верований. «Атеологи» выдвигают нормативное требование по отношению к религиозному верованию, заключающееся в том, что это верование должно иметь какое-то обоснование, должно подкрепляться какими-то «свидетельствами». «Свидетельства должны пониматься следующим образом: кто-то обладает свидетельством для высказывания, только если он знает или рационально верит в другое высказывание, которое поддерживает, более того, на основе которого этот некто верит». Если бы доказательства теистов оказались успешными, то они, как считают «атеологи» и многие философы и теологи, могли бы послужить свидетельствами в пользу существования бога для тех, кто верит в посылки данных доказательств.

Эти позиции Плантинга называет «классическим фундаментизмом». Речь идет об исключительно влиятельном способе понимания рациональности, очевидности, оправдания, познания и т. п., занимающем господствующие позиции в философии со времен Платона и Аристотеля.

С фундаментизмом связана и традиция естественной теологии, т. е. попытки доказать или продемонстрировать существование бога. Эта традиция жива и сейчас, хотя после Канта она уже не выглядит столь впечатляющей, как у Ансельма, Фомы Аквинского, Оккама, Декарта, Спинозы и Лейбница.

Свою позицию Плантинга рассматривает как философское продолжение известной кальвинистской традиции. Кальвинистская теология в общем и целом отвергает естественную теологию и классический фундаментизм. Правда, эта «проблематика фундаментизма» не обсуждалась в таких терминах, какие используются сегодня. По мнению Плантинги, кальвинисты в вопросе о рациональности верований отстаивают три тезиса. Во-первых, теист, который считает веру в бога чем-то базисным, т. е. не нуждающимся в обосновании, не нарушает тем самым какой-либо эпистемической нормы или обязательства. Нельзя считать веру в бога иррациональной, если ее считают базисной в указанном смысле. Во-вторых, вера, не опирающаяся на обоснования, не свидетельствует о дефектах в познавательной деятельности. В-третьих, вера в бога, опирающаяся на обоснования и свидетельства, не превосходит в эпистемологическом отношении веру, воспринимаемую как нечто базисное. Вера в бога, заключает Плантинга, не нуждается в свидетельской поддержке из каких-то других источников, каких-то других верований для того, чтобы считаться рациональной.

На наш взгляд, концепция «базисности» религиозных верований полностью зависит от того, какой характер носит эта базисность. Все дело в том, полагается ли эта базисность каждый раз теми или иными носителями религиозных верований, или предлагаются какие-то объективные эпистемологические основания для того, чтобы считать эти верования базисными. Если такие основания не представлены и все сводится к субъективному полаганию религиозных верований в качестве базисных, т. е. несводимых к другим, а потому неуязвимых для критики с позиций других верований, то мы имеем дело с новой формой фидеизма. Следует отметить,- что в рассуждениях Плантинги нет ясности относительно того, понимает ли он базисность религиозных верований в смысле субъективной достоверности и рациональности или в смысле их эпистемологической автономности.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания