Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Природа религиоведческих исследований

Мы рассматриваем лишь западное академическое религиоведение. Это связано, во-первых, с тем, что наша тема – отношения западной философии религии и религиоведческих дисциплин, а во-вторых, с тем, что изучение религии вне Европы носит преимущественно, если говорить западным языком, теологический характер.

Религиоведческие дисциплины различаются по своему теоретическому целеполаганию: они, имея одну и ту же предметную область, могут или входить в теологический комплекс, или функционировать в соответствии со светскими нормами. В первом случае речь идет о теологическом религиоведении, во втором – об академическом религиоведении.

При всех отличиях западного академического религиоведения от теологического нельзя утверждать, что исследовательская практика в его рамках тесно сопряжена с сугубо критическими или враждебными по отношению к религии позициями. Академичность на Западе понимается прежде всего именно как мировоззренческий нейтрализм. Позиция, наиболее достойная академического исследователя, – это позиция объективного и открытого наблюдателя, стремящегося избежать крайностей как теологической вовлеченности, так и светского критицизма, нигилизма и атеизма. Правда, в действительности западным религиоведам чаще удается избежать «крайностей» второго рода. В этом отношении современное религиоведение отличается от религиоведения прошлого, особенно религиоведения XIX века. Светское изучение религии оформлялось тогда как раз через критическое размежевание с теологией.

Современное религиоведение в отличие от классического уделяет гораздо больше внимания проблемам методологии. При этом наблюдается не только увеличение числа подходов к изучению религии, но и усиление дискуссий в рамках каждого подхода.

Уже много лет раздаются настойчивые призывы к выработке единой общепризнанной методологии религиоведческих исследований. Возросло количество публикаций, специально посвященных проблемам методологии, эти проблемы не раз становились предметом дискуссии на различных международных конференциях. Тем не менее искомая методология так и не разработана до сих пор. Основным результатом проведенных дискуссий можно считать обострение методологического самосознания в религиоведении.

Поиск единой общепризнанной исследовательской программы продолжается. Правда, в последнее время все чаще высказываются мнения о том, что сама установка на разработку такой программы неверна, что это неправомерное и запоздалое подражание естественным наукам, которые сами давно отказались от поиска универсальных методологий.

Продолжаются споры о том, является ли религиоведение единой дисциплиной, или это комплекс дисциплин, каким-то образом связанных друг с другом. По-прежнему ведутся дискуссии относительно природы религиоведческих исследований – что это: наука, художественно-интуитивное постижение, своеобразное сочетание того и другого и еще чего-то... Спорят, как и раньше, о том, какими специфическими способностями должен обладать религиовед. Требуется ли от него особое «религиозное чутье», должен ли он обладать собственным «религиозным опытом». В общем активно обсуждается вопрос о субъективных условиях понимания религиозных феноменов.

Наконец, разнообразие и интенсивность методологических дискуссий связаны с потребностью как-то определить отношения между религиоведческими дисциплинами и гуманитарными и особенно социальными науками. Религиоведение широко использует самые различные методы из этих наук. А это неизбежно предполагает постановку вопросов демаркации между религиоведением и этими науками. Ключевой проблемой для религиоведения всегда было сохранение своей специфики.


Также интересно:

Природа религиоведческих исследований
Методологические трудности в исследовании философии религии
«Феноменология религии» утверждается как профессиональное философское и религиоведческое понятие
Как укоренилась история религии
Герменевтика и религиеведение
Философия и религиоведение в концепции Ниниана Смарта
Связь философии мировоззрений с действительно существующими мировоззрениями
Разностороннее исследование системы религиозных верований
Возникновение спора между когнитивизмом и нонкогнитивизмом в рамках философско-эпистемологического исследования религии
Философия религии как философская теология

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


газоснабжение . cbd oil for sale . trailer tipper