Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Философско-религиозная Программа философии обыденного языка

Философия обыденного языка полностью отвергает представления о естественном языке как каком-то суррогате идеального языка. Поиск какой-то скрытой, «истинной» структуры естественного языка не имеет смысла, поскольку этот язык функционирует вполне адекватно в тех ситуациях, в которых используется. Значение слова определяется языковым сообществом. Поэтому нет нужды в уточнении и формализации естественного языка, нет нужды заменять реальный язык идеальным языком.

Философия обыденного языка в общем негативно соотносится с Жестким смысловым критерием логического позитивизма. Она признает разнообразные смысловые возможности языка, и эта принципиальная установка задает иную философско-религиозную перспективу

Философско-религиозная Программа философии обыденного языка заключается, если говорить кратко, в установлении того, можно ли осмысленно говорить о боге в терминах этого языка. Такая программа ориентирована на определение смысла и функций религиозных высказываний, формулируемых средствами обыденного языка. Речь идет по существу о философской проверке религиозного использования языка.

Философия религии на основе философии обыденного языка связана в основном с разработанной в рамках последней теорией речевого акта, в первую очередь с концепцией Джона Остина. Теория речевого акта позволяет исследователю, как считают, учесть всю содержательную и функциональную сложность всякого религиозного языкового образования, установить его типологическую принадлежность, осуществить привязку смысла религиозного высказывания к конкретному контексту этого высказывания. Следует, кстати, отметить известное напряжение между двумя последними целеполаганиями.

Особое значение для философии религии приобрела теория «языковых игр». Был поставлен вопрос о том, можно ли считать религию какой-то автономной «формой жизни» и «языковой игрой». «Это вопрос колоссальной важности для философии религии, – подчеркивает Уильям Олстон, – поскольку он оказывает глубинное воздействие на интерпретацию теологических понятий, на наше понимание природы и реальности бога, а также на выбор оснований для утверждений о рациональности христианских веровании».

Как известно, понятие «языковая игра» появляется в «Философских исследованиях» Людвига Витгенштейна. Сам Витгенштейн не считал, что предложил теорию языковой игры. Однако многие современные западные философы полагают, что Витгенштейн создал такую теорию или по крайней мере заложил надежные основания для ее разработки.

Витгенштейн использовал понятия «языковая игра» и «формы жизни» для подчеркивания того факта, что знание языка – это не просто приобретение и владение словарем и правилами грамматики, а скорее представление о форме жизни. Язык является органической частью образа жизни какой-то человеческой группы. Значение высказываний вплетено в действия в рамках какого-то образа жизни. Значение не является вневременной идеей, тождественной для всех и всегда.

Языковые игры предстают как равноправные. Так, научная языковая игра имеет свои правила относительно того, что можно сказать осмысленно, но эти правила не имеют права на гегемонию над другими языковыми играми. Моральное рассуждение и религиозное рассуждение обладают своей собственной значимостью, как и всякая отдельная языковая игра.

Сам Витгенштейн не соотносил непосредственно свои высказывания о религиозной вере с рассуждениями относительно языковых игр. Тем не менее разнообразные философско-религиозные построения, так или иначе опирающиеся на указанную теорию, нередко обозначаются как «неовитгенштейнианская философия религии».


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


высокоэффективные жалюзи наружной установки экономят электроэнергию