Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни

Подобно тому как сообщество укрепляет убеждение индивида, так что оно становится для этого индивида достоверным знанием, так и цель, полагаемая сообществом, не только становится индивидуальной целью, но и приобретает статус авторитета.

Естественно, возникает вопрос о том, можно ли осуществить какой-то выбор между религиями как различными, зачастую несовместимыми «видениями жизни». Единственная альтернатива возможности такого выбора, по Берку, – полный релятивизм.

Поскольку религиозные верования не функционируют как нечто выражающее фактическое состояние мира, а передают какую-то определенную интерпретацию мира, то факты не могут свидетельствовать в пользу или против религиозных верований. «Истина или ложность религиозного утверждения, – пишет Берк, – дается пригодностью интерпретации для жизни, которую оно выражает, т. е. пригодностью, соответствием этой интерпретации нашему человеческому опыту».

И все же единственным средством какой-то проверки и установления предпочтительности определенной интерпретации жизни, предлагаемой той или иной религией, является сопоставление интерпретации с опытом. Но нет опыта вне этой интерпретации или какой-либо другой интерпретации. Человек всегда живет в рамках какого-то сообщества, и это априорно обусловливает то обстоятельство, что нет опыта вне интерпретации. Так как опыт и интерпретация нераздельны, то не может быть прямого ответа на вопрос относительно свидетельств в пользу или против той или иной интерпретации, предлагаемой конкретной религией.

Приближение к истине может явиться результатом сопоставления или столкновения различных интерпретаций. «Чем больше разнообразие в интерпретациях, – заключает Берк, – чем глубже и острее спор между ними, тем явственнее становится повеление реальности по мере того, как она обнаруживает себя во всем опыте человечества».

Религиозное мировоззрение, религиозное тотальное видение жизни, с точки зрения буржуазного исследователя, призвано указать и цель или смысл существования человека. В этом заключается одна из его важнейших функций.

Всякое религиозное мировоззрение содержит указание, во-первых, на «главную проблему жизни человека»; во-вторых, на «идеальное состояние», которое могло бы привести к решению этой проблемы, и, наконец, в-третьих, на возможное средство достижения этого состояния.

«Главная проблема жизни человека» по-разному представляется религиями. Религии первобытных обществ, а также китайские религии усматривают эту проблему в отношениях человека с природой. Индийские религии – буддизм, индуизм, джайнизм видят главную проблему жизни в страдании как таковом, в страдании человека. Религии «семитского происхождения» – иудаизм, христианство, ислам, а также зороастризм, т. е. «этические», по обозначению Берка, – главной проблемой считают царящую в мире несправедливость.

Указание на «идеальное состояние», «эмпирический идеал», в котором разрешается главная проблема жизни, определяет цель жизни. Однако особое значение в том, как та или иная религия выполняет функцию определения смысла жизни, имеют предлагаемые ею средства достижения идеального состояния, точнее, ее представления о возможности и степени достижимости этого состояния. Возможны три вывода относительно смысла человеческого существования.

Достижение идеального состояния может рассматриваться как невозможное. В этом случае существование человека воспринимается как абсурдное и полностью бессмысленное.

Достижение этого состояния возможно, но нет на этот счет абсолютных гарантий. Здесь какая-то религия признает отсутствие внутренне присущего жизни смысла, но утверждает, что человек сам может придать жизни смысл, задать его как бы извне.

Наконец, в третьем случае какая-то религия провозглашает, что человеческое существование само по себе осмысленно, независимо от знания или действия индивида, поскольку достижение идеального состояния гарантировано. Таковы три варианта ответов, которые, по Берку, религии могут дать на вопрос об отношении между жизнью и смыслом или целью жизни.

Очевидно, что религия может выполнять свои функции только в каком-то социальном пространстве. Более того, интерпретация жизни, указание на характер осмысленности человеческого существования являются по существу и определенными социальными функциями.

Берк утверждает, что социальный консерватизм религии не случаен, он вытекает из самой ее природы, ее основных функций. Тем не менее он не дает развернутого осмысления связи между сущностью религии и ее социальным консерватизмом. Берк ограничивается указанием на то, что консерватизм религии является следствием ее «позитивного» суждения «относительно наличного порядка вещей».

Позитивное суждение образует сердцевину религии. Однако, как правило, религия начинает с «негативного суждения». «Всякая религия, если речь идет о ее логической структуре, начинается, – отмечает Берк, – с негативного суждения, с решения относительно того, что существовавшее поныне состояние вещей, господствующее видение жизни уже неприемлемы и требуются перемены». Утверждение религии непосредственно зависит от силы изначального негативного суждения.

Однако негативное суждение обладает такой силой только поначалу. Предлагаемая религией интерпретация жизни носит тотальный характер. Это означает, что религия устремлена к утверждению единства в мире и обществе. Устремление религии к единству ведет к господству позитивного суждения над негативным.

Позитивное и негативное суждения нуждаются друг в друге. Религия должна уравновешенно сочетать их. Берк признает, что это, возможно, «невыполнимое требование», ни одна из существующих крупных религий не соответствует ему.

Как правило, в современной философии религии остается без внимания проблема религиозного мировоззрения. Очевидно, что религиозное мировоззрение должно являться приоритетным объектом философии религии, Поскольку его можно считать наиболее полным и всесторонним выражением религиозного отношения к действительности. В конечном счете религиозный язык лишь оформляет, пусть даже и конститутивным образом, религиозное мировоззрение, а метафизические, философско-теологические построения и формулировки суть философская кристаллизация религиозного мировоззрения. Поэтому обращение к анализу религии как определенного мировоззрения является несомненным достоинством концепции Берка по сравнению с другими западными концепциями.

Ядро концепции Берка образует характеристика религиозного интереса человека как интереса к чему-то наиболее важному в жизни. Берк умело описал функциональные проявления этого интереса. Но при всем том остается не совсем понятным, что же образует это «наиболее важное в жизни», к чему устремлены все религии. А без такого указания неясно также, почему следует считать устремленность человека к чему-то высшему и наиболее важному религиозным устремлением и религиозным интересом. В этом отношении философский анализ религии, каким он представлен у Берка, оказывается в невыгодном положении в сопоставлении с религиями, указывающими, в чем заключается религиозный интерес человека.

Все это наглядно свидетельствует о том, что отказ от решения проблемы того, истинна или ложна религия, в конечном счете значительно умаляет объяснительную ценность философского анализа.


Также интересно:

Функциональный анализ, как один из традиционных подходов в изучении религии
«Религиозный опыт» в философско-религиозном понимании
Какие есть современные философские подходы к религиозному опыту?
Основные направления философского исследования обычного религиозного опыта
Почему верования являются единственным средством интерпретации религиозного опыта
Как «Религиозный опыт» отражается в концепции шведского философа Карл-Рейнгольда Брокенхиельма
Основные возражения, выдвигаемые философами против аргументаций существования бога
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Появление двух основных позиций в понимании соотношения мистицизма и религии
Возникновение истоков представления о неинтеллигибельности мистицизма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


семена травы для рекультивации земель. . Old School New Body . sbobet