Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Религиозная концепция верований Уиби

Научное изучение религии должно перейти от описания к объяснению. «А объяснение чего-либо требует знания его истинного характера, а это предполагает вопрос об истинности». Установка на объяснение при исследовании религии предполагает, как подчеркивает Уиби, что религиозная истина понимается как «когнитивная истина». Именно в когнитивном ключе следует понимать общий вопрос об истинности религии – «вопрос о последнем значении верований и практики той или иной религии в интерпретации мира как целого».

Среди многих компонентов религии особое значение в контексте рассматриваемой проблематики имеют, как подчеркивает Уиби, верования, поскольку истинность или ложность той или иной религии непосредственно связана с истинностью или ложностью ее верований. И объяснение этой религии будет зависеть от того, истинны или ложны ее верования. А верованиями обладают практически все религии. «Очевидно, что такие религии, как иудаизм, христианство, ислам, индуизм и буддизм, обладают системой верований: своего рода когнитивной картой этого и трансцендентного миров». Подобная Доктринальная система является попыткой ясной и всеобъемлющей экспликации того, что выражено в мифологическом и символическом языке соответствующего религиозного сообщества, а также имплицировано в культе.

Попытка объективного изучения религии с точки зрения ее истинности предполагает обладание какой-то концепцией истины. Концепция истины у Уиби опирается на теорию соответствия, но при этом учитывает некоторые положения теории когерентности и прагматической теории. «Истину следует понимать как искреннее провозглашение высказываний о мире, предполагающее веру в то, что высказывания описывают реальность, соответствуют реальности. Провозглашение подобных высказываний всегда включает личностный коэффициент».

Одно из главных положений концепции Уиби состоит в том, что установление истинности какой-либо религии предполагает установление истинности метафизических высказываний, образующих основу учения этой религии. Среди метафизических высказываний религии особое место занимают «базисные положения», т. е. такие, в которых утверждается как нечто самоочевидное существование последней реальности, основы сущего. Субъект базисного положения выражает центральную реальность доктринальной схемы, а его предикат – базисное понятие этой схемы, понимаемой как определенное исследование. Различия между религиями обусловлены различными субъектами базисных положений, предлагаемых как «ответы на базисные религиозные вопросы».

Применительно к таким высказываниям Уиби использует очень интересное различие между критериями истинности и теми данными, на которых зиждется эта истинность. «Возможно указать условия истинности высказывания независимо от наличия опорных данных, – подчеркивает Уиби. – Такие критерии могут быть извлечены из определения соответствия или не совместимости с более непосредственно эмпирическими, высказываниями». В этом заключается возможность определенной верификации религиозно-метафизических утверждений.

Несомненным достоинством методологических рассуждений Д. Уиби является четкое указание на то, что объектом философского анализа должны становиться религиозные верования, или доктринальный компонент религии, а анализ должен осуществляться с позиций последовательного когнитивизма. Более того, Уиби стремится указать способ проверки познавательной истинности религиозных верований. В этом он продолжает усилия Уильяма Кристиана, концепция которого остается вне нашего рассмотрения в силу хронологических причин.

Представляется, что только когнитивизм является перспективной исследовательской программой для философского религиоведения. В методологическом отношении особое значение имеет такое онтологическое понимание когнитивизма, при котором во главу угла философско-эпистемологического исследования религии ставится требование осуществить проверку того, соотносятся ли религиозные верования с действительно существующим божеством, его природой и действием, или им не с чем соотноситься. Это ключевой вопрос всякого философско-эпистемологического исследования, даже если его непосредственным объектом является какой-то отдельный аспект эпистемологической проблематики.

Кроме того, философско-эпистемологическое исследование религии необходимо должно учитывать специфику религиозного отношения к действительности. Целесообразно при этом использовать значительный материал по исследованию личностных и социальных аспектов познавательной деятельности в широком смысле, накопленный современной философией. Отметим в связи с этим, что в западной философии религии специфика религиозно-познавательной установки чаще всего рассматривается в контексте исследования религиозной веры, конкретно – при исследовании характера отношений между верой и верованиями или характера приверженности религиозным верованиям.


Также интересно:

Природа религиоведческих исследований
Методологические трудности в исследовании философии религии
«Феноменология религии» утверждается как профессиональное философское и религиоведческое понятие
Как укоренилась история религии
Герменевтика и религиеведение
Философия и религиоведение в концепции Ниниана Смарта
Связь философии мировоззрений с действительно существующими мировоззрениями
Разностороннее исследование системы религиозных верований
Возникновение спора между когнитивизмом и нонкогнитивизмом в рамках философско-эпистемологического исследования религии
Философия религии как философская теология

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


Служба размещения персонала. Легальный патент на работу для мигрантов. Недорого. . appetite suppressant . corporate video company