Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Религиозное мировоззрение в представлении Берка

Второй, «мировоззренческий» тип функционального анализа в современной философии религии представлен концепцией Т. Патрика Берка, изложенной в книге «Непроизвольное видение». Религиозный интерес человека отождествляется здесь с «интересом к тому, что наиболее важно в жизни человека».

Берк указывает три общие формы интереса, которые направляют человеческую жизнь: 1) любопытство относительно фактического, объективного положения дел; 2) забота о том, что наиболее важно, и 3) наслаждение прекрасным. Эти три формы интереса находят наиболее полное воплощение в науке, религии и искусстве. Некогда они существовали в нерасчлененном единстве в мифе.

Интерес к тому, что наиболее важно, т. е. религиозный интерес, находит воплощение в религиозном мировоззрении, в «тотальном видении жизни», предлагаемом религиями. «Религия, – утверждает Берк, – представляет нам видение жизни».

Задача философии религии состоит в познании функций такого видения жизни, в «анализе структуры феномена религии, как он проявляется в способе его функционирования». При этом философское знание о религии должно быть более общим и абстрактным, чем знание, получаемое другими дисциплинами.

Феномен религии – это совокупность определенных видов исторической деятельности, которые сведены вместе и которым дали общее название «религия». Общность функции у этих видов деятельности можно, как полагает Берк, считать «сущностью религии».

Религиозное тотальное видение жизни выполняет несколько основных функций. Они заключаются в интерпретации бытия и указании смысла или цели существования человека.

Главная идея Берка относительно интерпретационной функции религии состоит в том, что религия не выступает как теория, как исследование наличного состояния бытия, она всегда предстает как готовая интерпретация. Это особенно отчетливо проявляется в отношении религии к своей фактуальной основе.

Видение жизни, предлагаемое религией, не является результатом исследования и осмысления «суровых» фактов действительности. Дело обстоит как раз наоборот. «Религия начинает с видения, со способа смотреть на вещи, – утверждает Берк, – а затем уже она отыскивает те высшие факты, которые требуются для поддержания этого видения».

Таким образом, религиозное мировоззрение в представлении Берка само осуществляет отбор своей фактуальной основы. Отбираются те метафизические, исторические и прочие факты, которые соответствуют смыслу той или иной религии, ее видению жизни. Как правило, возможен целый спектр таких фактов. Религии отбирают определенные «репрезентативные факты», которые могли бы подтвердить правомерность данного видения жизни.

Берк считает, что не следует осуждать религии за то, что они исходят из своего видения жизни при отборе фактов, которые призваны выразить и обосновать такое видение. Оправдание этому Берк видит в том, что мы не имеем прямого, непосредственного доступа к «последним фактам». Такой доступ мы имеем только к «опыту жизни», к какой-то общей точке зрения. Индивиду, нуждающемуся в упорядоченной, целостной интерпретации жизни, трудно, если вообще возможно, самому выработать такую интерпретацию. Он существует в череде изменчивых ситуаций, в ситуации конфликтующих точек зрения и т. п. «Функция религии состоит в том, чтобы принести порядок и единство в этот хаос, предложив общую интерпретацию, которая к тому же выглядит связной и убедительной».

Таким образом, Берк приходит к выводу, что переход от видения жизни, общей интерпретации опыта к фактам является «логически оправдываемым» и «человечески необходимым».

Свою точку зрения Берк подкрепляет и ссылками на то, что способность обнаруживать факты, нужные для поддержания и обоснования какого-то определенного способа рассматривать вещи, присуща всему человечеству. Таким образом начинаются научное и философское рассуждения. Они не начинаются с аргументов. Решение применить аргументацию является уже выражением какого-то особенного способа видеть вещи. И в этом смысле научный метод, как считает Берк, является в такой же мере идеологией, как и критическая философия, выявляющая указанное положение дел.

При выходе за пределы непосредственного опыта то, что допускается как факт, определяется точкой зрения субъекта. Религии имеют дело с обстоятельствами, выходящими за рамки непосредственно наблюдаемого, насколько это вообще возможно. И неудивительно, что здесь точка зрения обладает абсолютным приоритетом, а требуемые метафизические и исторические факты следуют потом.

Берк довольно последовательно увязывает функциональные характеристики религиозного языка со своим общим пониманием природы религиозного интереса как интереса к наиболее важному в жизни. Берк проводит «принципиальное различие» между формой, или явлением, высказыванием и его функцией. Можно высказать нечто с целью указать на объективное положение дел, не давая понять при этом, что указанный факт имеет какое-то значение для нас лично. Такие высказывания Берк называет «фактичными» высказываниями.

По контрасту можно сделать высказывание с целью указать на то, что какое-то положение дел небезразлично для нас. Такие высказывания можно назвать «важными». «Высказывание, – подчеркивает Берк, – может носить форму фактичного высказывания, в то время как оно все же выполняет функцию важного высказывания».

Религиозные высказывания принадлежат ко второй группе. Даже если по форме они предстают как «фактичные», на деле религиозные высказывания являются «важными». Более того, высказывания становятся религиозными, только если они функционируют как «важные». Такое высказывание, как «существует высшее существо», может стать религиозным, только если выполняет функцию «важного» высказывания. В этом случае речь идет о религиозно-метафизическом высказывании, которое выражает чрезвычайно значительный момент в моей личностной ситуации.

Правомерность своего анализа интерпретационной функции религии Берк стремится подкрепить и ссылками на современную социологию знания, утверждающую, по его мнению, что всякое сообщество людей характеризуется в первую очередь тем, что оно признает в качестве знания и какую цель стремится достигнуть. В обоснование своей точки зрения Берк ссылается на «социальный характер» знания, его зависимость не только от объекта знания, но и от «сообщества знания». Знание обладает «социальным априори», которое и делает знание вообще возможным и ограничивает в то же время его объем.

Соответственно главная функция религиозного сообщества, как считает Берк, заключается в том, чтобы установить, какое знание является наиболее важным, и указать высшую цель существования. Только в рамках определенного религиозного сообщества какая-то интерпретация жизни приобретает ту достоверность, которая требуется для эффективного функционирования этой интерпретации в жизни индивида, к этому сообществу принадлежащего.


Также интересно:

Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Функциональный анализ, как один из традиционных подходов в изучении религии
«Религиозный опыт» в философско-религиозном понимании
Какие есть современные философские подходы к религиозному опыту?
Основные направления философского исследования обычного религиозного опыта
Почему верования являются единственным средством интерпретации религиозного опыта
Как «Религиозный опыт» отражается в концепции шведского философа Карл-Рейнгольда Брокенхиельма
Основные возражения, выдвигаемые философами против аргументаций существования бога
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Появление двух основных позиций в понимании соотношения мистицизма и религии

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


http://industrialinkjetprinter.page.tl/ . yousef al otaiba . uae ambassador to us . yousef al otaiba