Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Шесть базисных категорий религиозной концепции Дональда Кросби

Мы столь подробно остановились на методологических рассуждениях Кросби потому, что его теория – одна из очень немногих в современной философии религии, в которой такое значительное внимание уделяется методологии. В то же время необходимо отметить, что эта методологическая рефлексия при всей своей обширности не указывает решения главной методологической задачи для философии религии – четкого определения отношений с теологией. В частности, трудно понять, чем отличаются или в чем совпадают «интерпретативные онтологические теории» религии и сравнительное изучение объектов религий, осуществляемое теологическим религиоведением.

Природа религиозного интереса человека определяется в концепции Кросби через установление функциональных характеристик объекта этого интереса. Специфика подхода Кросби заключается в том, что определение природы объекта религиозного интереса означает выявление универсальных и необходимых функциональных характеристик этого объекта, а не выявление каких-то постоянных и инвариантных атрибутов божества, каким оно предстает в различных религиях.

Такие функциональные характеристики указывает интерпретативная теория ролефункционального типа. Она обеспечивает нас набором функциональных предикатов для объектов всех религий. Этот набор будет общим, в то время как объект варьируется в зависимости от религии. «У каждой религии свой отличительный субъект – «Яхве», «Нирвана», «Брахман», «Ормузд», «Аллах» и т. д.». Функциональные предикаты выступают как категории ролефункциональной интерпретативной теории религии.

Здесь стоит обратить внимание на то, что Кросби использует понятие «субъект» для обозначения объекта религии, т. е. того, что в исторических религиях воспринимается как божественная реальность, отношение к которой и конституирует ту или иную религию. Такое употребление понятия «субъект» в общем характерно для религиоведения, в частности для феноменологии религии.

Основу концепции Кросби образует установление шести базисных категорий, которые в совокупности должны проинтерпретировать значение, которое имеет объект религиозного интереса для индивида или группы. «Интерес является религиозным, когда это интерес к чему-то, выполняющему роль, как ее определяет данная теория, – утверждает Кросби. – И для того, чтобы быть объектом религиозного интереса, объект должен выполнять всю роль, указываемую теорией, а не только часть роли. Это значит, что он демонстрирует каждую из шести категорий, и демонстрирует их как с личностной, так и с космической стороны».

Первая категория – «уникальность». Религиозный объект контрастно противопоставляется всему остальному в жизни индивида. Он воспринимается как радикально отделенный от всех остальных аспектов опыта и мировоззрения. Этот объект наделяется совершенно особым местом в космосе или по отношению к космосу как целому. Объект может быть уникальным в различных отношениях, к примеру, быть уникальным в силу своего особого происхождения или вообще отсутствия происхождения. В религиозном языке уникальность выражается такими атрибутами, как «абсолютный», «сверхъестественный», «бесконечный», «безусловный», «трансцендентный», «совершенно иной».

Вторая категория – «первенство». Религиозный объект превосходит все остальное. С личностной стороны он наделяется безусловным приоритетом, а с космической – рассматривается как последняя реальность, как корневой принцип или сила, от которой все зависит и все получает свой относительный статус. Выражается такими атрибутами, как «верховный», «высший», «господь», «всемогущий» и т. п.

Даже если объект имеет уникальное значение, но лишен первенства, его нельзя считать религиозным. Верно и обратное. Простое первенство в восходящем ряду не дает нужного статуса. Первенство религиозного интереса и его объекта не означает упразднения или безусловного подчинения других культурных интересов – научного, эстетического, нравственного или философского.

Третья категория – «всепроникаемость». Религиозный объект «существенно и интимно» соотнесен с каждым аспектом жизни индивида, он связывает все элементы его жизни в осмысленное целое. Он также интегрирует космос как целое. «Связь, которая устанавливается между глубиннейшими слоями Я и ядром реальности, дает религиозному человеку единое представление о мире и его месте в нем». Передается атрибутами «вездесущий», «имманентный», «всеохватывающий» и т. п.

Четвертая категория – «праведность». «Эта категория напоминает нам, что интерес к религиозному объекту – это интерес к благости или силе благости, верховной и нерушимой. Она направляет жизнь верующего и определяет его судьбу, сулит ему надежду на исполнение этой судьбы» Эту категорию выражают атрибуты «всеблагой», «справедливый», «любящий», «спасающий», «блаженный» и т. п.

Пятая категория – «постоянство». Она выражает неподвластность религиозного объекта времени. С личностной стороны она передает устремление справиться с изменчивым и случайным характером человеческого существования. На космическом уровне религиозный объект воспринимается как 1) вневременной, находящийся вообще вне временного процесса или 2) как вечно длящийся. Атрибуты – «бессмертный», «неизменный», «вечный» и т. п.

Шестая категория – «сокрытость». С личностной стороны передает неспособность религиозного человека адекватно выразить глубину и богатство опыта присутствия религиозного объекта, его величия и мощи. С космической стороны передает неисчерпаемую таинственность религиозного объекта. Выражается атрибутами «невыразимый», «ненаходимый», «безымянный» и т. п.

Итак, в концепции Дональда Кросби предпринимается попытка охарактеризовать объект религиозного интереса человека как таковой, т. е. охарактеризовать в определенном плане объекты всех актуальных и возможных религий. Такая установка на философскую всеобщность – довольно редкое явление в современной западной философии религии.

Проделанная Кросби работа по выявлению функциональных характеристик объекта всех возможных религий представляет несомненный вклад в изучение религии. Это действительно позволяет охарактеризовать объектную направленность религиозного интереса человека.

Кросби, однако, умышленно отказывается от попыток объяснить, чем обусловлено само возникновение этого интереса у человека и какая его объектная направленность. Это, разумеется, значительно снижает объяснительную ценность анализа Кросби.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


visit here . Километры белого песка и лазурные берега, выбрав туры в оаэ, можно посетить в любое время года.