Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Философские экспликации смысла языка религии

Мощный критический потенциал антитеологического эмпиризма означал огромную угрозу религии. Религия представала уже не как объект идейных споров, в которых различными сторонами выдвигались аргументы и теории, а как нечто бессмысленное. Даже в тех случаях, когда неопозитивисты признавали правомерность религии как жизненной позиции и эмоциональной установки, они были непримиримы в отрицании правомерности религии как какого-то знания о том, какова действительность. На деле это означало совершенно отчетливое отрицание возможности всерьез обсуждать существование бога.

Кроме того, указание на отсутствие познавательного смысла в языке религии зачастую воспринималось как философское отражение того обстоятельства, что религия во все большей степени отодвигалась в западных странах на периферию серьезной культуры.

Понятно, что подобная угроза религии со стороны философии вызвала к жизни интенсивные и разнообразные философско-апологетические поиски. Поскольку основным средством философской атаки на религию стала определенная теория смысла языка религии, то эти поиски велись именно в сфере проблематики смысла религиозного языка.

Можно вычленить две основные позиции, два основных варианта философско-апологетического ответа на «неопозитивистский вызов». Первый вариант заключается в том, чтобы признать неопозитивистскую теорию смысла, но при этом переинтерпретировать смысл религиозных высказываний и тем самым показать неприменимость указанной теории к религиозному языку. Второй вариант образуют попытки вообще отказаться от неопозитивистской теории смысла и найти какую-либо альтернативу. В связи с последним вариантом целесообразно отметить, что было бы неверно все дальнейшее развитие аналитической философии, осуществлявшееся вне неопозитивистского русла, сводить лишь к апологетическим исканиям.

При переинтерпретации смысла религиозных высказываний фактуальный критерий смысла не отбрасывается и не пересматривается. Происходит сужение сферы его применимости в том плане, что отрицается его правомерность относительно религиозных высказываний. Другими словами, фактуальный критерий смысла лишается той полной всеобщности, какой он наделялся в неопозитивизме.

Ричард Брейзуэйт считает, что принцип верификации применим к трем видам высказываний: высказываниям относительно эмпирических фактов; научным гипотезам и прочим обобщениям эмпирического; необходимым высказываниям логики и математики. Религиозные высказывания не подпадают ни под один из этих видов, к ним не следует применять принцип верификации. Однако из этого не нужно вслед за неопозитивистами делать вывод о бессмысленности религиозных высказываний. Религиозные высказывания, по Брейзуэйту, суть разновидность моральных высказываний. Как высказывания такого рода религиозные высказывания не являются бессмысленными, поскольку обладают отчетливой функцией в жизни религиозных людей. Религиозные высказывания выражают жизненную установку, намерения, приверженность определенному образу жизни.

Из позиций подобного рода особую известность приобрели воззрения Ричарда Хеэра. Хеэр признает, что «в сфере, очерченной Флю, Флю одержал полную победу» , Тем не менее он сомневается в том, что Флю правильно понимает своеобразную природу религиозных высказываний, и в связи в этим оспаривает правомерность применения его теории к этим высказываниям.

Для выражения своей точки зрения Хеэр, так же как и Флю, рассказывает историю. Эта история о безумце, которого никакие доводы не могут убедить в том, что он ошибочно смотрит на мир и совершенно неверно оценивает намерения окружающих его людей. Никакой опыт не воспринимается безумцем как свидетельство против его мнения о мире. Но это обстоятельство, вопреки теории Флю, не позволяет считать мнение безумца бессодержательным. Все, что об этом мнении можно сказать, заключается в том, что оно отличается от нашего мнения. Это различие между мнением безумца и мнением здоровых людей Хеэр обозначает искусственным словом «блик». Хеэр, вероятно, понимает под «бликом» какую-то базисную установку, которая фильтрует и организует опыт индивида. Как нечто предшествующее опыту такая установка не может непосредственно определяться опытом. Позиции верующих и неверующих определяются различными «бликами», поэтому вряд ли можно сопоставлять их позиции на основе опыта, сопоставлять как различные объяснительные гипотезы относительно действительности.

В теории «блика» Хеэра, получившей очень широкую известность, остается много неясностей, что делает возможными различные ее интерпретации. Но при всех интерпретациях очевидно, что сам Хеэр склоняется к нонкогнитивистскому пониманию того, что такое «блик». В применении к религиозным высказываниям это означает нонкогнитивистскую интерпретацию смысла таких высказываний.

В концепции Брейзуэйта, Хеэра и во всех подобных попытках религиозные высказывания понимаются как нечто экспрессивное – как выражение моральной установки, как определенный способ мировосприятия, как воплощение жизненной установки и т. д. В соответствии с этим религиозные высказывания лишаются по существу когнитивного содержания.


Также интересно:

Философско-религиозный перспективизм
Философско-религиозная Программа философии обыденного языка
Концепция «Неовитгенштейнианская философия религии»
Понятия «языковая игра» и «форма жизни»
Две основные позиции современной философии религии Филлипса
Эпистемологическое изучение религиозных веровании
Методологическое обоснование философско-эпистемологических исследований религии
Религиозная концепция верований Уиби
Анализ эпистемологической разновидности современной философии религии
Определение категориальной принадлежности религиозных верований

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания