Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Существование и функции конфессиональной философской теологии

Существование и функции конфессиональной философской теологии обусловлены в конечном счете потребностью религии в «естественной», «разумной» мысли и познании, воплощением которых традиционно считается философия. Клаус Кремер отмечает: «Мысль о боге имеет существенное значение для философии, но и философия имеет существенное значение для мысли о боге. Что бы и как бы ни являлось или представлялось человеку в качестве бога, разумное понятие бога предпосылается при этом как масштаб для оценки и принятия того, что представляется как божественное»

Приверженцы конфессиональной философской теологии считают, что она выполняет очень нужные для позитивной религии функции. Они подчеркивают, что сам принцип конфессиональной философской теологии предполагает сугубо пропедевтический или вспомогательный характер всех ее построений по отношению к теологии откровения. Более того, и философский акт богопознания, т. е. философскую теологию, в строгом смысле нельзя считать чем-то глубоко нерелигиозным или арелигиозным, направленным на то, чтобы сделать бога всего лишь объектом философии, лишенным таинственности, величия и мощи. Философское богопознание нельзя считать чисто человеческим деянием. В таком богопознании божественная основа мира будто бы являет себя в акте миропознания.

В таких обоснованиях правомерности конфессиональной философской теологии отчетливо видно базисное противоречие этого вида теоретизирования. Это противоречие между претензией на беспредпосылочность, непредвзятость философско-разумного богопознания и принципиальной посылкой, заключающейся в признании божественной основы мира, понимании самого мира как какого-то общего откровения, подтверждающего «специальное» словесное откровение бога, данное в канонических текстах.

Конфессиональная философская теология может выступать в различных формах. Целесообразно, на наш взгляд, вычленить следующие важнейшие формы конфессионального использования философии. Во-первых, применение элементов философствования в различных разделах конфессиональной теологии, в первую очередь при разработке церковно-догматического учения о боге. Во-вторых, разнообразные метатеологические функции, т. е. философский анализ теологии, осуществляемый в служебных и апологетических целях. В-третьих, философская теология используется как относительно автономное философское богопознание, осуществляемое в тех границах и в соответствии с теми принципами, которые определяются церковно-теологическими инстанциями. Эта последняя форма традиционно считается философской, или естественной теологией в строгом смысле слова.

В первом случае речь идет об использовании элементов философского знания и философского рассуждения в рамках конфессиональной теологии. Элементы философского знания и рассуждения включаются в нефилософскую по своему существу смысловую и концептуальную связь, что определяет характер функционирования этих элементов. Они подчиняются нефилософским, точнее, внефилософским посылкам и критериям рациональности, становятся лишь инструментальными в процессе достижения предзаданных теоретических результатов.

Философская теология этого типа выполняет сугубо служебные по отношению к систематической теологии функции, что обусловлено общим установившимся пониманием природы систематической теологии в западном христианстве. Если попытаться кратко выразить разнообразные представления о сущности систематической и вообще собственно теологии, то можно сказать, что она понимается как причастное, или вовлеченное, систематизированное теоретическое размышление о содержании и характере религиозной веры.

Основным моментом в данной характеристике является «причастность». Действительно, участие в вере определяет теологию как особый способ размышления и теоретизирования. Участие в вере определяет не только содержание, но и базисные предпосылки самого рассуждения. На характер теологии оказывает определяющее воздействие и то обстоятельство, что теолог всегда принадлежит к какому-то религиозному сообществу, а это предполагает, в частности, известный контроль за его деятельностью. В силу определенных социологических закономерностей эта принадлежность не может не накладывать отпечатка на содержание работы теолога.

Понятно, что элементы философского знания и рассуждения, используемые в тех или иных построениях собственно теологии, утрачивают самостоятельность и практически растворяются в новом контексте. В тех же случаях, когда нельзя говорить о полной интеграции философствования в новый контекст, возникает известное напряжение, порождающее трудноразрешимые проблемы.

В данном параграфе рассматривается только одна из указанных форм конфессиональной философской теологии. Две другие будут представлены в двух последующих.


Также интересно:

Как реализует себя философская теология внеконфессионального типа
Концепции, которые относятся к философской теологии
Метатеологические функции философской теологии
Два противоположных подхода к проблеме отношений между теологией и метафизикой
Суть и основные философские и теологические источники концепции Олиари
Отношение конфессиональной теологии к философскому богопознанию
Особенность современных нетрадиционных подходов к проблемам подтверждения существования бога
Принципиальное значение философских доказательств существования бога
Место и значение философского богопознания
Почему размываются границы между догматическим и философским богопознанием

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


thesis writing service