Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Современный философский теизм

И в настоящее время основные усилия западной философии религии как философского богопознания направлены на концептуализацию философского теизма. Здесь будут рассмотрены различные подходы к решению этой задачи, позволяющие в своей совокупности представить состояние современного философского теизма, соответственно представить ситуацию в современном философском богопознании конфессионального типа.

Рассмотрение современных философско-теистических теорий целесообразно начать с концепции Хейнриха Бека. В этой концепции в полной мере реализована традиционная программа философской теологии как философского богопознания. Это касается как понимания природы философской теологии, так и целеполагания концепции – воспроизведения «классического философского теизма». В исходных посылках, методах, в характере развернутого рассуждения воспроизводятся традиционные философско-теологические подходы. Всесторонняя традиционность построения Бека делает его концепцию удобным отправным моментом при анализе основных современных типов философско-теологического теоретизирования.

Бек не отходит от классического образца в представлениях о философско-теологической ситуации, т. е. в вопросе о принципиальной возможности философского богопознания. В данном контексте Бек считает необходимым отметить, что с начала Нового времени и особенно после Канта широкое распространение получила догма о том, что вопрос о боге не является законным предприятием философии. Этот вопрос, согласно данной догме, является делом теологии, опирающейся исключительно на откровение и веру. Свою общую установку в данном вопросе Бек формулирует следующим образом: «Философия должна критически противостоять как всяким претензиям дать завершенный и полный ответ на вопрос о боге, так и предрассудку насчет того, что вообще невозможен какой-либо научный ответ на него». Из данной формулировки явствует, по Беку, что философия обладает научной компетенцией в сфере богопознания. Это в полной мере соответствует самопониманию философской теологии в ее классической форме. Столь же полно ей соответствует представление об ограниченности философской компетенции в этой сфере.

Основные установки по отношению к проблеме возможности философского познания бога целесообразно, по мнению Бека, разделить на три группы. Первая утверждает существование бога и его философскую познаваемость. Бек называет ее философским теизмом. Вторая – оспаривает не существование личностного бога, а его познаваемость средствами .нашего рассудка. Бек характеризует эту позицию как «скептицизм». Третья установка идет от отрицания познаваемости к отрицанию существования. Это атеизм.

Традиционность понимания природы философской теологии проявляется прежде всего в концептуализации характера отношения между нею как некой естественноразумной, «всеобще-человеческой теологией» и «специальной теологией» как «теологией откровения». «В философском вопросе о боге, – заявляет Бек, – речь идет об основании и последнем смысле всякого бытия и самого человека. Этот вопрос предпосылается, разрабатывается далее, истолковывается и получает ответ от всякой возможной религии». В противоположность всякой теологии, выводимой из предпосылок веры, философская теология, как считает Бек, претендует на то, чтобы непредвзято ставить вопрос о боге и рассматривать его посредством свободной игры строго философских методов. При этом появляется основание для критической проверки теологических позиций, определяемых верой.

Установка на то, что философская теология, как дело естественного человеческого разума, должна получить дополнение и завершение в специальной теологии, опирающейся на откровение и веру, предполагает, что религия не может пониматься как нечто противоречащее разуму, нечто иррациональное. В соответствии с такой установкой между философским богопознанием и собственно религиозным отношением к божеству должна существовать какая-то общность. И действительно, в концепции Бека мы встречаем такое утверждение: «Религия живет на основе заключения (по крайней мере невыраженного) от относительности мира к абсолютному и личностному основанию бытия».

Мы уже отмечали, что философская теология предполагает не только определенное понимание природы философии, но и определенную философско-антропологическую концепцию. И в этом отношении Бек не отходит от традиционного образца. По Беку, как философское богопознание, так и сама религия в этом базисном, общем для них переходе от утверждения об относительности мира к утверждению о наличии абсолютного и личностного основания бытия отражают «природную религиозность человека», проявляющуюся в первую очередь в поиске основ и смысла всего сущего. Человек при этом не ограничивается познанием вещей самих по себе, что было бы вполне достаточно для его жизнеобеспечения. «Эта природная религиозность, – подчеркивает в этой связи Бек, – коренится в духовности, отличающей человека от животного». Вопросы о существовании, сущности бога и его отношении к миру вытекают, как считает Бек, из вопроса о содержании и смысле бытия человека и мира. Он поэтому самый важный экзистенциальный вопрос, «вопрос всех вопросов».


Также интересно:

Условия существования человека определяют условия познания мира и бога
«Общая базисная структура» доказательства существования бога
Доказательства существования бога разработанные Беком
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Экзистенциально-онтологический теизм Джона Маккуори
Как понимает Маккуори функции философской теологии в отношении теологии откровения
Концепции Маккуори в использовании философско-онтологического подхода при рассмотрении природы бога
В чём заключается цель философско-религиозной концепции Вельте
«Ничто», которое наполняет и проникает в наличное бытие
Вельте формулирует вопрос: «Почему вообще есть нечто, а не ничто?»

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


Хороший и надежный сантехник: Киев и пригород. Цены очень низкие. . https://poker030.tumblr.com/ . visit us