Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии

Философия религии в узком смысле слова – это эксплицированное автономное философское рассуждение о божестве и о религии, особый тип философствования. Философия религии в узком смысле слова предстает либо как специальная тема, зачастую главенствующая, специальный раздел крупных философских систем, либо как обособившаяся философская дисциплина. Разумеется, одно не исключает другое. Соответствующий компонент философской системы, образует составную часть философии религии как самостоятельной философской дисциплины.

Философия религии в этом смысле является относительно поздней с исторической точки зрения тематизацией того базисного философского интереса к религии, о котором шла речь выше.

Основные условия, делающие возможным отчетливое оформление философии религии как особого типа философствования, причем в двух его основных вариантах – как философского исследования религии и как философской теологии, появляются в Новое время.

К числу важнейших из этих условий следует отнести все более очевидное обособление религии от других сфер духовной идеологической и практической деятельности человека, а также приобретение философией действительной самостоятельности.

Религия, под которой в данной книге, посвященной анализу западноевропейской буржуазной философии религии, понимается христианство, была в определенной степени обособлена от других сфер жизни и в средневековье, но только некоторые особенности нововременной эпохи позволили в полной мере осознать ее своеобразие, сделали возможным ее обособление как специфической «данности опыта», отличной от данности в опыте других сфер жизнедеятельности. Все это предполагает, в числе прочего, дистанциирование от религии, благоприятствующее складыванию объектно-познавательного отношения к ней.

Складыванию такого отношения способствовало и известное освобождение философии Нового времени от власти внешних авторитетов. В философии начинает преобладать такое самопонимание, согласно которому философия есть совершенно самостоятельное исследование, представляющее собой высший вид познания. В соответствии с подобным самопониманием ни одна сфера бытия или деятельности человека не может и не должна оставаться вне философского исследования. Все должно быть философски познано и осмыслено, более того, должно получить философскую легитимизацию. Религия не могла быть исключением. Философия должна поэтому выступать и как философия религии. При этом философия религии выдвигает претензии не только на познание религии, но и на ее легитимизацию.

В западной философской литературе в общем-то существует согласие относительно того, что основоположником философии религии в современном смысле следует считать Спинозу. При этом такое представление оформилось давно.

В конце прошлого века известный историк философии Отто Пфлейдерер писал в своем обширном труде «История философии религии»: «В своей совокупности условия для непредвзятого философского исследования религии впервые наличествуют у Бенедикта Спинозы... С него мы начинаем поэтому первый период истории философии религии, который в соответствии с критическим отношением мысли к позитивной религии следует назвать периодом критической философии религии».

Критико-дистандиированное отношение к религии, являющееся важнейшим условием ее философского исследования, нашло воплощение не только в творчестве, но и в социальной позиции Спинозы. «Он, насколько известно, является первой заслуживающей внимания личностью, – пишет Эммануэль Хирш в многотомной «Истории новой евангельской теологии», – которая отказалась от принадлежности к какой-либо определенной религии».

Действительно, в творчестве Спинозы был воплощен новаторский принцип отношения к библейской религии. Основное заключалось в том, что Спиноза подошел к ней как к человеческому продукту. По Спинозе, библейскую религию можно в конечном итоге подвергнуть очищению и исправлению в свете философской истины.

Особое значение в становлении философско-критической установки в отношении религии имела эпоха «когда христианские идеи в XVIII веке гибли под ударом просветительных идей...». Тогда же началось оформление и научного религиоведения.

По мнению Джеймса Коллинза, столетие – приблизительно с 1730 по 1830 год – можно выделить как период оформления «классических буржуазных воззрений» на религию. Он простирается от ранних размышлений Юма над проблемами религии до последних лекций по философии религии Гегеля. Срединное место и хронологически и предметно занимает философия религии Канта. Именно эти философы заложили классические основания современных философских теорий религии. «Понять их концепции религии, – пишет Коллинз, – значит ухватить те основные моменты, через соотнесение с которыми прежние попытки приобретают какую-то ориентацию, а более поздние теории получают философский базис. У них философия религии приходит к совершеннолетию и приобретает свое место среди основных частей философии».


Также интересно:

Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма
Философия религии как предмет теистических положений
Методологическое обоснование философии религии
Философское изучение религиозных верований
Анализ современной западной философии религии и теологии
Философия религии как философское религиоведение
Эпистемологические проблемы религии
«Лингвистический поворот» в философии религии

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


Счетчик воды здесь информация. . Bruno Söhnle Damenuhren . hartsville sc real estate