Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


«Общая базисная структура» доказательства существования бога

Разнообразие мира, многообразие его аспектов обусловливают конкретизацию и дифференциацию указанной «общей базисной структуры» доказательства существования бога. Сообразно этому оформляются различные доказательства.

Мир можно рассматривать как целое или в какой-то его части, к примеру в человеке, который противостоит миру как целому. В первом случае приобретается основа для «космологического подхода», в котором не тематизируется особое положение человека, а во втором случае – для «антропологического подхода». Время и пространство указывают два различных пути в рамках космологического подхода.

При каждом из трех подходов опосредующая процедура, а именно «принцип достаточного бытийного основания», осуществляется в особой форме. В первом случае – как «положение о движении» (все движущееся опирается на что-то движущее, или, точнее, всякое возникающее сущее коренится в каком-то другом сущем, из которого оно проистекает). Во втором случае– как «положение о порядке» (всякий порядок коренится в каком-то устроителе порядка). В третьем случае – как «положение о реальной возможности сущностной цели» (всякое сущностное устремление коренится в реальной возможности цели, к которой устремлены).

В зависимости от особенной перспективы, в которой рассматривается мир как исходный пункт доказательств существования бога, бог предстает в первом случае как вечный; во втором – как устроитель; в третьем – как абсолютное «ты» для человека.

Первый космологический подход – «от движущегося к абсолютному двигателю» – демонстрирует следующую структуру: 1. Мир существует как эволюционный процесс, как постоянно находящееся в процессе возникновения сущее. 2. Это сущее коренится в каком-то другом сущем. 3. Мир коренится в каком-то другом и отличном от него, но не возникающем и временном, а надвременном и вечном сущем, являющем черты бога.

Этот путь доказательства исходит из космоса в целом, прежде всего с учетом измерения времени. Такое доказательство ищет движущее начало динамичного подвижного мира в надвременной действительности бога. Космос в целом представляет собой подвижное сущее, во всех своих частях находящееся в процессе возникновения. Мир носит временной характер, т. е. это сущее в постоянном переходе от еще-небытия будущего к более-небытию прошлого. С наступлением будущего бытие мира предстает всякий раз новым и иным.

Откуда приходит это подвижное бытие мира? Возможны только два ответа. Это бытие приходит из ничто или оно приходит из какого-то сущего. Первое невозможно. Бытие всегда и необходимо бытие. Если бы бытие коренилось в ничто, то в своей основе оно было бы ничто, т. е. не было бы бытием. Необходимо, чтобы вновь возникающее бытие какого-то сущего проистекало в конечном счете из какого-то другого сущего, в котором оно уже содержится в «своем целом позитивном содержании». Этим приходят к метафизическому положению о движении, означающему: «все, что в движении (точнее: переходит от небытия к бытию), движется каким-то другим сущим».

В рамках этого первого доказательства остается сделать последний шаг. Необходимо доказать, что указанное движущее бытие является богом в традиционном смысле, т. е. доказать, что это бытие абсолютно, надмирно и имеет личностный характер. Совокупность движущегося сущего предполагает, в соответствии с «положением о движении», отличное от нее сущее. Это сущее само уже не движущееся и тем самым независимое от какой-либо причины. Оно абсолютно. Как абсолютное и невозникшее, соответственно как отделенное от всей совокупности сущего, это бытие надмирно. Абсолютное бытие, как источник бытия всего сущего, является и источником бытия всех духовноличностных содержаний мира. Это означает, что оно содержит в себе и личность. Оно не может быть духовным и доличностным бытием. Личностность абсолютного бытия доказывается еще и тем, что, как надвременное и надпространственное, оно имматериально. «Самостоятельное чисто имматериальное сущее, – отмечает Бек, – означает личностный дух».

Второй космологический подход – «от устроенного к устроителю». 1. Мир существует как порядок. 2. Всякий порядок предполагает отличную от него основу порядка. 3. Пространственно-временной порядок мира коренится в отличной от него действительности, которую следует определить как «божественную». Такова фундаментальная структура этого второго космологического доказательства существования бога. Это доказательство, как и первое, исходит из космоса в целом, только рассматривает его в статическом аспекте порядка, а не в динамическом аспекте движения и эволюции.

Мир содержит различные порядки и сам представляет собой определенный совокупный порядок, некий всеохватывающий порядок бытия. В соответствии с указанным выше метафизическим положением о необходимом основании порядка этот совокупный порядок предполагает нечто устрояющее, организующее. Поскольку это организующее возвышается над всяким порядком и само не нуждается в какой-либо основе, оно абсолютно и надмирно. Как возвышающаяся над всяким порядком материального, эта организующая основа всякого порядка носит духовно-личностный характер. Таким образом, основа упорядоченного сущего предстает как абсолютная, надмирная духовная личность.

Третий антропологический подход – «от человека к абсолютному «ты»». 1. Есть человек как обусловленное и ограниченное «я», устремленное к какому-то безусловному и безграничному «ты». 2. Такое сущностное устремление основывается на реальности цели. 3. Бог существует как основа человеческой личности. Это доказательство, в отличие от первых двух, исходит не из космоса в целом, а из определенного компонента космоса – человека.


Также интересно:

Доказательства существования бога разработанные Беком
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Экзистенциально-онтологический теизм Джона Маккуори
Как понимает Маккуори функции философской теологии в отношении теологии откровения
Концепции Маккуори в использовании философско-онтологического подхода при рассмотрении природы бога
В чём заключается цель философско-религиозной концепции Вельте
«Ничто», которое наполняет и проникает в наличное бытие
Вельте формулирует вопрос: «Почему вообще есть нечто, а не ничто?»
Цель концепции Вельте обосновать конфессиональное понимание природы бога
Трансцендентальная философская теология

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания