Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Попытки Бека охарактеризовать сущность бога

После методологического экскурса, утверждающего; что единственным правомерным способом богопознания является познание по аналогии, Бек предпринимает попытку охарактеризовать сущность бога. Отметим, что само использование «принципа аналогии» предполагает ограниченность познавательных возможностей человека в этом отношении. И здесь отчетливо проявляется традиционно-конфессиональный характер философской теологии Бека.

Мирское сущее открывает прежде всего такую перспективу на сущность бога, которая позволяет различать «бытие» и «действие» бога. Сущностные свойства бога можно поэтому разделить на две группы: свойства божественного бытия и свойства его деятельности подчеркивает пои этом, что бытие и действие в боге реально неразличимы. Они различимы только в человеческом познании по аналогии с миром, в человеческих «понятиях о боге».

Сущностные свойства божественного бытия можно, по мнению Бека, представить исходя из основополагающего отношения бога к «бытию вообще». Прежде всего бог по сущности един со своим бытием и потому обладает бытием только через самого себя, точнее, бог есть свое бытие. В этом наиболее очевидно проявляется отличие бога от мира, во всех содержаниях которого отчетливо различимы сущность и бытие.

Доказательства существования бога показывают, как считает Бек, что бытие бога абсолютно. Это означает, что его нельзя каким-то образом увеличить или приумножить. Оно есть бесконечная полнота и совершенство. Бог есть бытие.

В бесконечном божественном бытии конечное содержание мира в своей множественности наличествует таким образом, что оно уже не образует множественность. Божественное бытие представляет собой «простоту» и «единичность», это полнота без множественности. Простота и единичность божественного бытия означают также совершенную духовность и личность. Бог есть личностное бытие. Личностность бога явствует и из третьего доказательства его существования.

Эти бытийные атрибуты бога могут быть дополнены и другими посредством сравнения с пространственно-временным миром. Важнейшие из них: несоизмеримость и вездесущность, неизменность и вечность. Особенное внимание Бек уделяет атрибуту вездесущности. Божественную вездесущность Бек предлагает понимать по аналогии с присутствием души в человеческом теле. А душа наличествует всецело и неделимо, а также одновременно во всех частях тела.

Сущность бога в аспекте его действия предстает, полагает Бек, как познание, воление и любовь. Все позитивное содержание познавательных актов людей содержится в знании бога как абсолютной основе их бытия. Можно утверждать поэтому, что бог есть познание. Это познание носит характер «полной духовной интуиции действительности». Бог обладает абсолютным знанием, он всеведущ и всемудр.

Бог есть также бесконечный акт воления и любви. Подлинным объектом такого акта является в первую очередь его собственное бесконечное бытие, а во вторую очередь –«совокупное бытийное содержание всех других сущих».

Сущность бога немыслима вне его личностности. Анализ личностности сущности бога Бек осуществляет, как и в других случаях, по аналогии с личностностью человека. Этот анализ заключается по существу в проецировании в бесконечность ряда человеческо-личностных атрибутов.

После того как было совершено восхождение от мира к богу и была предпринята попытка глубже постичь бога в его внутренней сущности, необходимо, как считает Бек, совершить нисхождение от бога к миру. Это позволяет «завершить круг философского рассмотрения бога». Осмысление бога как основы мира создает условия для более основательного постижения мира.

Подобно тому как сущность бога поначалу рассматривается в перспективе божественного бытия, а затем – его деятельности, так и зависимость вещей от бога следует сначала увидеть как их бытийную укорененность в боге, а затем – как укорененность их деятельности в боге.

Зависимость бытия мира от бога можно интерпретировать как «сотворение» и «сохранение». Это наиболее важные и общие характеристики данного отношения зависимости. «Сотворение означает производящую деятельность, имеющую характер последней глубины и тотальности... «Сотворение» имеет в виду созидающую или творящую деятельность, которая уже не предпосылает какую-либо другую. Такая деятельность является скорее основой всех других видов деятельности и делает их возможными и охватывает их». В принципе можно различить два вида деятельности. Первый вид деятельности переводит уже наличное сущее в другие формы бытия, а второй – это деятельность, которая обусловливает, что сущее вообще есть. Сотворение мира относится ко второму виду деятельности. «Сотворить мир» означает вызвать мир из небытия вообще к бытию вообще и не означает дать космосу какой-то образ на основании предсущего вещества. Нельзя говорить о том, что бытие сущего возникает из ничто. В соответствии с первым космологическим доказательством существования бога это абсолютно невозможно. Бытие сущего возникает из бытия (бога).

Понятие «сотворение» означает изначальное обоснование мира, полагание богом начала мира. Божественное продолжение существования мира обозначается понятием «сохранение». «Сохранение» означает прежде всего участие в жизни творения, важнейшими формами которого можно считать провидение и участие в эволюционном процессе.

Уже отмечалось, что концепция Бека воспроизводит почти все основные подходы естественной теологии. Многие из них были разработаны еще в рамках средневековой схоластики. Это не означает, однако, что концепция Бека выпадает из контекста современной западной философии. Бек считает, что осуществленное им воспроизведение традиции правомерно вытекает из размежевания с иными позициями по отношению к философскому богопознанию, а также с другими прошлыми и современными философско-теологическими подходами. Построение Бека было эксплицировано в его концептуальной логичности, причем из рассмотрения было исключено указанное размежевание.

Основную часть теории Бека образуют доказательства существования бога. Все другие компоненты этой теории предстают по существу как дальнейшее развертывание содержания этих доказательств. Философско-теоретическая правомерность других компонентов построения зависит поэтому от соответствующей правомерности доказательств существования бога. При анализе этих доказательств было указано на то, что в их основе лежит внефилософская посылка, которая лишь полагается. Она не получает в действительности и обратного обоснования в процессе развертывания аргументации. Это обстоятельство в силу той роли, которую играют указанные доказательства в концепции Бека, ставит под сомнение и всю концепцию в целом.


Также интересно:

Экзистенциально-онтологический теизм Джона Маккуори
Как понимает Маккуори функции философской теологии в отношении теологии откровения
Концепции Маккуори в использовании философско-онтологического подхода при рассмотрении природы бога
В чём заключается цель философско-религиозной концепции Вельте
«Ничто», которое наполняет и проникает в наличное бытие
Вельте формулирует вопрос: «Почему вообще есть нечто, а не ничто?»
Цель концепции Вельте обосновать конфессиональное понимание природы бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания