Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Философия, как связующее звено между наукой и религией

Дерек Стейнсби предпринимает попытку показать общность науки и религии посредством указания на какие-то общие для них философские проблемы.

Стейнсби убежден в наличии «преемственности и взаимозависимости философских идей в науке и религии», в том, что фундаментальные вопросы и в науке и в религии носят философский характер. Обе стремятся понять мир и место человека в нем, выявить смысл жизни. Обе исходят из ситуации озадаченности и удивления бытием.

Эти воззрения призваны служить отрицательным ответом на вопрос о том, «привела ли западная наука к интеллектуальному уничтожению религии как рациональной деятельности». Этот вопрос возникает в связи с тем, что, как признает Стейнсби, чрезвычайное распространение получило убеждение, что современное естествознание вытеснило всякие религиозные верования и практику в область донаучного невежества и предрассудков.

Задача философии состоит в том, чтобы служить, связующим звеном между наукой и религией. Сквозной темой философии науки и философии религии становится проблема рациональности. Наука и религия не являются двумя различными и разделенными культурами, соответственно рациональной и иррациональной. И наука, и религия стремятся понять мир и место человека в нем. И ученый, и религиозный мыслитель используют иррациональные или дорациональные способности творческого воображения, инстинкта и интуиции, которые подчиняются критическому контролю и подвергаются рациональной оценке.

Попытки избегнуть проблемы рациональности посредством изображения науки и религии двумя раздельными мировоззрениями не могут быть, как считает Стейнсби, приемлемыми, поскольку ведут к упразднению таких центральных проблем научного и религиозного исследования, как «реальность», «объективность» и «истина».

Философское рассуждение в равной мере применимо и в науке, и в религии. В особенной мере это относится к вопросам подтверждения существования бога. Аргументация включает использование дедукции, соответствует, как правило, требованиям когерентности и непротиворечивости, учитывает данные свидетельств и опыта. И хотя аргументы не могут подвергаться эмпирической проверке, это не означает, что их нельзя рационально я критически обсуждать или что эмпирические свидетельства не имеют значения. Даже тот факт, что соответствующие аргументы часто оказываются логически неубедительными, не должен вести к скептицизму.

Главное, как подчеркивает Стейнсби, заключается в том, чтобы «избегать иррациональной апелляции лишь к авторитету, будь то авторитет Библии, откровения, чувственного опыта или интуиции и т. п.». Разумеется, нельзя до бесконечности все подвергать сомнению, но мы всегда должны быть готовы к рациональной критике и оценке. Такой позиции следует придерживаться не только в науке, но и в религии.

Рассуждения Д. Стейнсби преследуют цель выявить общие философские моменты в религии и науке. И здесь, как и в рассмотренных выше концепциях, утрачивается специфика религии. Анализ науки носит более содержательный характер, чем анализ религии, но только за счет того, что подробно излагаются некоторые основные позиции современной философии науки. Барбур и Шен также самым широким образом используют результаты философии науки, но при этом анализ науки у них гораздо более конкретен и предметен.

Итак, все рассмотренные нами концепции стремятся так или иначе уподобить религию науке. Религия должна предстать в результате анализа как способ отношения к бытию, в принципе не противоречащий научному методу как воплощению научной рациональности. При этом научный метод берется в том виде, в каком его реконструирует современная философия науки, а не в виде конкретных методов, используемых в науках.

В отличие от других разновидностей философско-эпистемологического анализа религии сопоставление религии с наукой носит гораздо более апологетический характер. Правда, как уже отмечалось, это не означает утрату специфики философского исследования религии. Примечательно то, что при в общем апологетической установке концепций, сопоставляющих религию и науку, их авторам не удалось концептуально сохранить своеобразие религии как особой формы жизнедеятельности человека.

Заметное место в эпистемологическом анализе религии, как уже говорилось, занимают те построения, где утверждается, что несоответствие религиозных верований принятым критериям обоснованности и рациональности знания совсем не означает, что эти верования следует считать необоснованными, неоправданными или иррациональными. Такая позиция противопоставляется традиционным воззрениям, согласно которым религиозные верования или представления правомерны и «оправданны» только в том случае, если опираются как на свидетельства в свою пользу на нерелигиозные верования и представления, не вызывающие никаких сомнений. В соответствии с такой позицией религиозные верования считаются рациональными, если они могут быть оправданы посредством каких-то нерелигиозных утверждений, полагаемых в качестве «базисных», т. е. считающихся в силу тех или иных причин самоочевидными.

Подобные воззрения в последние годы в англоязычной литературе обозначаются как «фундаментизм». Философско-религиозный «фундаментизм» является специфическим преломлением соответствующей общей эпистемологической позиции.


Также интересно:

Плантинг и его философско-религиозные проекты
Философские воззрения Нормана Малкольма
Религия как выражение жизненных интересов человека
Противопоставления интерпретативных теорий религии объяснительным
Шесть базисных категорий религиозной концепции Дональда Кросби
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Функциональный анализ, как один из традиционных подходов в изучении религии
«Религиозный опыт» в философско-религиозном понимании
Какие есть современные философские подходы к религиозному опыту?

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


Все лучшее детям видеосъемка в детском саду один день из жизни группы . http://diamondsonline.bravesites.com . yousef al otaiba . apply for washington tax id