Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Как реализует себя философская теология внеконфессионального типа

Известно, как сложно протекал в христианстве процесс оформления церковно-догматического учения о боге, осуществлявшийся с использованием элементов античной философии. Возможно, именно неполная интеграция этих элементов в базисные смысловые образования христианства давала в истории импульс к критике, к призывам к «деэллинизации христианства» и т. д.

Вообще христианская теология в ее историческом оформлении теснейшим образом связана с историей европейской философии. Это в особенной мере касается наиболее «спекулятивных» компонентов этой теологии. Это верно также относительно тех разновидностей христианской теологии, в которых отрицается необходимость и возможность связи с философией. Влияние философии осуществляется через общий культурный контекст.

Раннее христианство вступило во взаимодействие с античной философией как изначально нехристианским типом понимания бытия и теоретической деятельности. Такое взаимодействие определило и облик средневековой схоластической теологии. В Новое время и в современную эпоху христианская теология также постоянно соотносится с философией. При этом прямое или опосредованное воздействие философии на теологию усиливается.

Современная теология не может искать выхода в простом воспроизведении библейского понимания бога. Этому препятствуют трудности экзегетической реконструкции, обусловленные, во-первых, осознанием многослойности и многосмысленности соответствующих содержаний Библии, которые делают крайне сложной выработку единого концептуального образа, и, во-вторых, обостренностью герменевтического сознания в современной теологии и философии, ведущей в свою очередь к осознанию того, насколько всякая интерпретационная экзегетическая деятельность обусловлена многообразными историческими и культурными факторами. Все это в огромной степени мотивирует обращение к философии как к средству богопознания, причем как в экзегетических, так и в конструктивно-систематических целях.

Таким образом, философия самым широким образом используется в различных разделах собственно теологии западных христианских конфессий.

При всем том представляется неоправданным отождествление такой конфессиональной философской теологии с использованием разума в вероучении и теологии христианских церквей. Соответственно проблему философской теологии нецелесообразно полностью отождествлять с известной проблемой отношения между знанием и верой.

Теологический рационализм – особенно это применимо к последним двум столетиям – питается не только философским разумом. Он опирается, причем во все большей степени, и на рациональность других сфер духовно-интеллектуальной деятельности – науки, искусства и т. д.

Внеконфессиональная философская теология – это такая философская теология, которая ни в своих отправных моментах, ни в характере рассуждения, ни в результирующем построении не исходит из «божественного откровения».

Философская теология внеконфессионального типа реализует по существу программу превращения философии в религию. Базисная тенденция внеконфессиональ-ной философской теологии заключается в действительности в стремлении создать некую философскую религию, философскую веру. Прежде всего она концептуализирует бога – «центральную религиозную действительность». А всякая такая концептуализация имплицирует и определенное отношение к божественной реальности, т. е. конституирует основополагающее религиозное отношение. Кроме того, философское учение о боге концептуализирует и характер отношений между богом и миром, между богом и человеком, а эта концептуализация определяет, и вид религиозного отношения к миру, религиозного поведения в мире.

Разумеется, философское учение о боге само по себе вряд ли способно конституировать целостное религиозное отношение. Тем не менее оно способно образовать основу какой-то веры, по крайней мере «философской веры» религиозного плана.


Также интересно:

Концепции, которые относятся к философской теологии
Метатеологические функции философской теологии
Два противоположных подхода к проблеме отношений между теологией и метафизикой
Суть и основные философские и теологические источники концепции Олиари
Отношение конфессиональной теологии к философскому богопознанию
Особенность современных нетрадиционных подходов к проблемам подтверждения существования бога
Принципиальное значение философских доказательств существования бога
Место и значение философского богопознания
Почему размываются границы между догматическим и философским богопознанием
Может ли слово «бог» осмысленно использоваться в философских контекстах

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


Даже при компьютерном зрительном синдроме можно носить линзы Acuvue Advance.