Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера

В настоящее время спор между критикой религии и апологетикой развертывается главным образом вокруг вопросов об условиях, от которых зависит, имеют ли религиозные высказывания и религиозные способы поведения какую-то опору в реальности и обладают ли они вообще каким-нибудь содержанием и смыслом. Это означает, как считает Шеффлер, что и критика религии, и философская защита религии могут реализовываться только в трансцендентальной плоскости, т. е. в плоскости обсуждения указанных условий. И попытки конструктивного решения проблемы религии, попытки философского познания бога в современных условиях также неизбежно должны сопрягаться с трансцендентальной философией. «В сегодняшних историко-философских условиях, – подчеркивает Шеффлер, – осмысленное философское обсуждение бога возможно только с позиций трансцендентальной философии».

Под трансцендентальной философией Шеффлер понимает «философский способ постановки вопросов и аргументации, имеющий дело с условиями, от которых зависит, становится ли опыт возможным». Все варианты трансцендентальной философии исходят из трех посылок. Во-первых, возможность опыта не является чем-то самоочевидным. Во-вторых, сфера этой возможности ограничена определенными условиями. В-третьих, эти условия можно назвать. Это основные отличительные характеристики опыта трансцендентальной философии.

Шеффлер задается далее вопросом о том, какого рода трансцендентальная философия способна стать основой трансцендентальной философской теологии. Такая постановка вопроса, как и рассуждения о «сегодняшних историко-философских условиях», свидетельствует о том, что Шеффлер не считает кантовское понимание трансцендентальной философии единственно возможным.

Отличие своей позиции от позиции Канта Шеффлер видит в том, что нельзя считать трансцендентальность, т. е. «акты человеческого созерцания и мышления», чем-то самодостаточным. По мнению Шеффлера, эти акты не могут сами по себе организовать множество восприятий в какой-то упорядоченный контекст опыта и тем самым дать человеку доступ к «объективности».

Трансцендентальная философская теология, т. е. теология на базе трансцендентальной философии, имеет, как подчеркивает Шеффлер, очень давнюю традицию, которая не начинается лишь с Канта. Истоком этой традиции он считает гносеологические компоненты метафизики Платона. «В различных формах христианского платонизма, – отмечает Шеффлер, – постоянно предпринимались попытки создать философское учение о боге, которое описывало бы бога не как какой-то предмет, находящийся над предметами мира, а как условие субъективности (познавательной силы) и ее соотнесенности с объектами (познаваемости предметов) . Даже когда для такого надпредметного источника использовалось обозначение «бытие», делалось это в резком противопоставлении всему сущему: трансцендентальное условие познания относится ко всем предметам так, как относится свет, который остается невидимым, к краске, которая становится видимой посредством этого света».

Христианский платонизм действительно имеет очень длительную историю. Остается, однако, не до конца ясным, почему история христианского платонизма рассматривается Шеффлером как история трансцендентальной философской теологии, причем «трансцендентальное» понимается в современном, т. е. послекантовском, смысле.

Основным объектом трансцендентальной философской теологии Шеффлер считает «речь о боге». «Речь о боге» может иметь три основных значения. Во-первых, философская «речь о боге». Имеются в виду «развитие философского понятия бога», разработка или критическое опровержение доказательств бытия бога. Во-вторых, религиозная «речь о боге», возвещание его деяний, торжественное провозглашение его атрибутов, признание его величия. В-третьих, теологическая «речь о боге». Это аргументация в рамках конкретной традиции относительно того, что следует или не следует говорить о боге, осмысление того, что означает религиозное отношение к богу, а также разработка «учения». Наконец, речь о боге может означать философскую рефлексию относительно употребления слова «бог» в указанных трех контекстах. Такая философская рефлексия относительно множества языков, на которых говорится о боге, призвана искать связи между тремя указанными языками, призвана тематизировать многозначность выражения «речь о боге». Свою концепцию Шеффлер увязывает с трансцендентально-философским осмыслением «речи о боге» именно в таком синтезирующем плане.

Сердцевину концепции Шеффлера образует утверждение о том, что саму человеческую трансцендентальность следует воспринимать как «случайный факт». Она не может получить обоснование через предметность мира, поскольку эта предметность сама становится возможной только посредством трансцендентальности. Другими словами, предметы эмпирического опыта не могут выступать в качестве условий возможности человеческой трансцендентальности. Эти субъективноидеалистические рассуждения подводят Шеффлера к выводу о том, что условием возможности человеческой трансцендентальности может быть только бог, причем речь идет об условии, которое «неподвластно самому человеку». «Кто понимает бога как условие для самораскрытия трансцендентального горизонта, – пишет Шеффлер, – кто, таким образом, осуществляет философскую теологию как трансцендентальную теологию, тот сделает вывод, что этого бога следует считать непредметным основанием всех предметов, безымянным условием всякого называния и всякой названности, светом, делающим видимыми все предметы, но остающимся при этом невидимым» .

Главный аргумент в пользу «случайности» факта человеческой трансцендентальности, в пользу ее неподвластности самому человеку Шеффлер видит в исторических кризисах «горизонтов опыта», в разрывах исторической преемственности.


Также интересно:

Как предстает бог по мысли Шеффлера
Что образует сердцевину трансцендентальной философской теологии
Философская процесс-теология
Философское учение о боге, созданное Уайтхедом
«Неоклассическая метафизика» и «неоклассический теизм» Хартшорна
Соотнесения природы бога с космическим процессом в философско-теологической концепции Хартшорна
Доктрина панентеизма занимает центральное место в религиозно-философской системе Хартшорна
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Венец концепции Вайшеделя «в эпоху нигилизма»
«Радикальная сомнительность действительности» - основа для философской теологии

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания