Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Трансцендентальная философская теология

В современной философской теологии заметное место занимают попытки создать трансцендентально-философское учение о боге, т. е. попытки создать философское учение о боге на основании выявления условий возможности человеческой субъективности. Трансцендентальная философская теология стремится представить бога как базисное условие трансцендентальности человека.

Трансцендентальная философская теология занимает особое место в философской теологии еще и в силу следующего обстоятельства. Философская критика религии нередко использовала трансцендентальность человека в своих целях. Ведь если все представления, все мыслительные содержания неизбежно опосредуются познавательными возможностями человека, то религиозные представления и верования не могут быть исключением. Это означает по существу, что и верование относительно бога так или иначе ставится в зависимость от трансцендентальности человека. Философско-теологическая концептуализация сферы трансцендентальности выполняет поэтому важнейшую апологетическую задачу.

Трансцендентальная философская теология ставит целью показать, что условие трансцендентальных возможностей человека, т. е. его возможностей быть субъектом опыта, неподвластно самому человеку. Это условие носит транссубъективный характер. Бог и предстает как такое условие. Как видим, трансцендентальная философская теология избирает не онтологический подход к философскому богопознанию, а путь философско-трансцендентального исследования субъекта опыта.

Трансцендентальная философская теология нацелена на «реконструкцию теизма». Ее приверженцам представляется, что трансцендентальную сферу человека, его личностную субъективность логично соотнести с божественной личностью.

Трансцендентальную философскую теологию можно представить в качестве разновидности философско-религиозной антропологии, программа которой заключается в том, чтобы философски концептуализировать бога как источник и основу бытия человека. Действительно, в целом ряде современных философско-религиозных теорий используются средства трансцендентальной философии для подтверждения существования бога.

Философско-религиозные антропологические теории, однако, пытаются, как правило, создать целостный образ человека, целостную онтологию человека. Другими словами, эти теории стремятся каким-то образом концептуализировать и телесно-физические, психические элементы бытия человека, а не только субъектные структуры, как это делает трансцендентальная философская теология.

Наиболее интересную разработку трансцендентальная философская теология получила в последние годы в творчестве Ричарда Шеффлера. Шеффлер считает, что только философская теология, использующая трансцендентальную философию, способна предложить философское учение о боге «в пределах своей собственной компетенции и независимо от нормативных высказываний определенных религий, например христианства».

В то же время трансцендентальная философская теология может, как полагает Шеффлер, выступить в качестве такой философской герменевтики, которая была бы в состоянии истолковать и сделать понятными утверждения религий. Таким образом, трансцендентальная философская теология, как она представляется Шеффлеру, призвана не только разработать философское учение о боге, но и соотнести его с содержанием исторических религий.

В целях обосновать утверждение о том, что только трансцендентальная философская теология способна решить основные философско-теологические задачи, Шеффлер обращается к анализу современной религиозной ситуации, положения дел в философской теологии, а также к историческому анализу трансцендентальной философии.

Шеффлер стремится прежде всего охарактеризовать современную религиозную ситуацию. Основной момент этой ситуации заключается в том, что критика религии провозглашает религию бессмыслицей. Такая критика является более радикальной, чем традиционный атеизм. Этот атеизм объявлял ложными высказывания о боге, но он тем не менее говорил о боге и считал подобный разговор имеющим смысл. «Кто объявляет какое-то предложение неистинным, – подчеркивает Шеффлер, – тот признает, что это предложение о чем-то говорит. Только предложения, имеющие смысл, могут быть истинными или неистинными. Там, где разговор о боге ставится под подозрение в бессмысленности, там высказано сомнение в адрес общей посылки этих предложений относительно истины и неистины».

Такой подход, кроме того, предполагает забвение традиционного различения между высказываниями о боге, возможными посредством «естественного разума», и высказываниями, возможными только посредством ссылок на священное писание и традицию. Это различение позволяло теологам противостоять аргументам критики. Если философы оспаривали высказывания естественного разума о боге, то оставалась возможность сослаться на «разум, освещенный верой». Но подозрение в бессмысленности касается как «теологии откровения», так и «естественной теологии». Соответственно указание условий осмысленного разговора о боге равно необходимо и «естественной» и «сверхъестественной» теологии.


Также интересно:

Природа религиоведческих исследований
Методологические трудности в исследовании философии религии
«Феноменология религии» утверждается как профессиональное философское и религиоведческое понятие
Как укоренилась история религии
Герменевтика и религиеведение
Философия и религиоведение в концепции Ниниана Смарта
Связь философии мировоззрений с действительно существующими мировоззрениями
Разностороннее исследование системы религиозных верований
Возникновение спора между когнитивизмом и нонкогнитивизмом в рамках философско-эпистемологического исследования религии
Философия религии как философская теология

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


sky customer service uk . vocal remover