Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Три структурных момента радикальной сомнительности реальности

Если употреблять слово «источник», то не исключена возможность представления о нем как о некоем самостоятельном сущем. Явление радикальной сомнительности не дает никакого повода для предположения подобного самостоятельного источника. Слово «происхождение» позволяет сохранить связь между происхождением и тем, чьим происхождением оно является, но здесь велика опасность, что это слово понято в «вещном смысле». Поэтому Вайшедель отвергает и эти обозначения.

С целью избежать все возможные недоразумения статического, вещного и субстанционалистского характера он предлагает слово «откуда». Слово «откуда» не указывает ни на какое сущее. Оно только показывает направление, откуда нечто «происходит». «Как последнее и абсолютное, что можно сказать о действительности, – подчеркивает Вайшедель, –«откуда» радикальной сомнительности занимает место, принадлежащее в традиционном словоупотреблении богу. Слово «откуда» соответствует единственно возможным сегодня способом тому, что под именем «бог» искалось во всей истории философии». В эпоху нигилизма, когда явили свою бездоказательность и несостоятельность традиционные представления о боге, «откуда» – «единственно возможное понятие бога философов».

Философская теология, стремясь проникнуть, насколько возможно, в сущность бога, использует средство, которое и в предшествующей философской теологии играло решающую роль, когда возникала необходимость сказать что-то о сущности бога. Это средство – аналогия. В дальнейшем изложении все понятия, используемые для постижения сущности «откуда», как указывает Вайшедель, употребляются по аналогии.

«Откуда» прежде всего предстает как тайна. Истолкование бога как тайны имеет давнюю и очень многообразную традицию. Этот же аспект сущности «откуда» может выражать и другое традиционное понятие: «сокрывшийся бог». Но при употреблении его может сложиться неверное представление, будто речь идет о существе, обладающем возможностью скрываться и обнаруживать себя. «Тайна» и «скрытый бог» – понятия, указывающие на момент дистанциированности, неявного присутствия.

Явление «откуда» – это постоянный процесс, это событие как присутствие, как постоянная характеристика реальности. Выражение «процесс» именно потому применимо для обозначения «откуда», что оно исключает всякое недоразумение статического порядка. «Откуда» – это не замкнутое в себе пребывающее сущее, для которого вдобавок характерна внешняя бытийная возможность процесса.

«Откуда» богу, как процессу, обусловливающему, вызывающему сомнительность реальности, присуща безграничная мощь. Этот могущественный процесс не следует понимать как какое-то могущественное сущее. Это могущественность самого процесса, держащего реальность в состоянии колебания между бытием и небытием.

Соответственно три структурных момента радикальной сомнительности реальности – бытие, небытие и колебание между ними – предстают как три аспекта явления «откуда». 1. Действие «откуда», ставящее всякое сущее на грань небытия, показывающее непрочность и недостоверность вещей и «я», испытывается как «потрясение». 2. «Откуда», поставив сущее на грань небытия, удерживает его в бытии, обусловливает возможность бытия сущего. Оно – «удержание-в-бытии». 3. «Откуда» осуществляет колебание между двумя крайностями. Сущее не есть чистое небытие. Оно и то и другое в модусе сомнительности, или колебания.

Далее Вайшедель ставит вопрос о том, какие структуры должны быть присущи «откуда», чтобы процесс его явления носил описанный характер. В процессе своего явления «откуда» делает возможным бытие действительного. То, что делает бытие – пусть даже сомнительное – возможным, должно обладать каким-то бытием. Поэтому – но только поэтому – бытие является первым моментом «откуда». Могущественное бытие «откуда» – это не божественное бытие традиционной метафизики. Столь же правомерно утверждать, что «откуда» – «могущественное небытие». Оно держит оба своих момента – бытие и небытие – в состоянии колебания, постоянного разъединения и соединения обоих противоположных моментов.

Вопрос о временных характеристиках «откуда», как вопрос о его вечности или временности, должен остаться открытым. Оно относится к сфере недоступного и немыслимого, даже по аналогии.

При всем новаторстве своей концепции Вайшедель не отходит от одного из основополагающих принципов традиционной философской теологии – положения о невозможности для человеческого философского разума полностью постичь сущность божества. Вайшедель подчеркивает, что провозглашаемое в его концепции божество непостижимо до конца. Поэтому адекватной окончательной установкой по отношению к этому божеству должно быть молчание.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания