Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Венец концепции Вайшеделя «в эпоху нигилизма»

Констатации относительно «конца метафизики», «смертельного кризиса» и т.п. не означают у Вайшеделя принципиальной несостоятельности, ненужности или исчерпанности философской теологии как особого вида духовной жизни человека. Речь идет по существу о «конце», «смертельном кризисе» и т.п. традиционной, если быть точным, всей довайшеделевской философской теологии, поскольку сам Вайшедель как венец своей концепции предлагает собственное философско-теологическое построение, единственно адекватное, по его мнению, «в эпоху нигилизма».

Такая позиция Вайшеделя, заключающаяся в фиксации несостоятельности традиции и в попытке ее продолжения или основоположения новой философско-теологической традиции, связана, как он считает, с особенностями современной философско-теологической ситуации, а также с самой природой философской теологии.

Особенность современной философско-теологической ситуации тесно коррелируется с отношением к традиции. Сегодня невозможно непосредственно продолжать эту традицию, поскольку она стала «сомнительной». Нынешняя эпоха – это эпоха нигилизма. Тот, кто намеревается заниматься философской теологией в эпоху нигилизма, должен отдавать себе отчет в том, что все достоверности, в первую очередь религиозные достоверности, отошли в прошлое. Соответственно философ-теолог «должен поместить себя в нулевую точку, единственно из которой в условиях утраты всякой достоверности может, если это вообще возможно, произрасти в новой форме истина».

Вайшедель подчеркивает, что философская теология вообще является «спорным делом». Спорность проистекает из сомнения в том, что мышление в состоянии постичь то непостижимое, каковым традиционно понимается божество. В настоящее время, в эпоху нигилизма, стремления к созданию философской теологии стали «еще более спорными». Многие вообще говорят о «смерти бога».

Вайшедель заявляет, однако, что отказ от философско-теологической проблематики – не менее спорное дело, поскольку означает отказ от предшествующей традиции. «Вопрос о боге, – пишет Вайшедель, – является, за немногими исключениями, высшим предметом всей истории философии». Вайшедель обосновывает, таким образом, свою принципиальную установку, заключающуюся в том, что даже в условиях преобладания нигилизма философская теология «остается безусловным требованием философствования. Если философия отказывается от этой своей сущностной задачи, она, очевидно, отказывается от самой себя». Таким образом, делает вывод Вайшедель, при всяком устремлении к философской теологии следует помнить о том, что в современных условиях она является как в высшей степени настоятельной необходимостью, так и в высшей степени спорным делом.

Какой же должна быть философская теология? Философская теология – это прежде всего философия, как подчеркивает Вайшедель, а «самая подлинная суть» философии заключается в том, что она осуществляет себя как «радикальное вопрошание». «Сегодня нельзя философствовать иначе, как в форме радикального во-прошания». Это означает, что она не имеет права принимать что-либо на веру, не имеет права исходить из каких-то посылок, которые не подверглись строжайшей философской проверке. Философская теология должна остерегаться всяких непроверенных достоверностей.

Таким образом, задача, которую ставит перед собой философская теология, является «отважным предприятием» – «на пути радикального вопрошания, которое преодолевает всякий ответ и все низвергает в пучину радикальной сомнительности, найти приемлемый ответ на вопрос о боге».

Как философская теология, она отличается от теологии откровения, так как последняя истолковывает возвещенное в священном писании и в церковном предании божественное откровение, т. е. исходит из авторитета, а философия есть автономное и свободное радикальное вопрошание, не признающее никаких внешних и заданных авторитетов и предпосылок.


Также интересно:

«Радикальная сомнительность действительности» - основа для философской теологии
Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


virgin remy hair