Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Внеконфессиональные философско-теологические поиски

В современной философской теологии определенное место занимают и попытки создать нетеистическое философское учение о боге. К внеконфессиональному философскому богопознанию целесообразно отнести и различного рода философско-теологические усилия, осуществляемые на межрелигиозной основе, если результирующая концептуализация не носит отчетливого теистического характера.

Концепция Вильгельма Вайшеделя, развернутая в двухтомном труде «Бог философов», является одним из самых заметных явлений в философской теологии последних десятилетий. Эта концепция, во-первых, предлагает философско-теологический анализ современной эпохи, во-вторых, осуществляет радикальное критическое размежевание со всей европейской философско-метафизической и теологической традицией; наконец, в-третьих, содержит новаторское философское учение о боге. При этом философско-теологическое учение Вайшеделя является ярким воплощением внеконфессиональной философской теологии не только в конструктивном построении, но и в историко-критической части, а также в своем целеполагании. Новизна целеполагания заключается в том, что «бог философов», концептуализируемый Вайшеделем, должен вытеснить бога позитивной религии.

Философско-теологическая концепция Вильгельма Вайшеделя содержит обширную историческую экспозицию философской теологии, совпадающую, согласно Вайшеделю, с экспозицией основных моментов истории западноевропейской философии. Историческая экспозиция образует основную часть концепции Вайшеделя. Указанное совпадение связано, по его мнению, с тем, что на большей части своего пути философия является метафизикой как в своем базисном устремлении, так и в своих оформленных построениях. Метафизика, как подчеркивает Вайшедель, – это вопрос о бытии сущего в целом. Речь идет об основной «интенции философствования». Эта метафизическая интенция философии совпадает с целью философской теологии. Когда философская теология ищет бога или божество, то она имеет в виду источник всего сущего. Когда философская теология спрашивает об отношении сущего к творящему или господствующему божеству, то она, как полагает Вайшедель, спрашивает о том, каким образом этот источник определяет бытие сущего. Философская теология – по своей сущности метафизика, а метафизика в своей сокровенной устремленности – философская теология.

Историю европейской философии как философской теологии Вайшедель членит на три этапа. Первый охватывает эволюцию философской теологии от ее истоков в ранней древнегреческой философии до философской системы Гегеля, образующей «вершину философской теологии». Второй этап связан с процессом распада философской теологии после Гегеля. Третий этап – это современное состояние западной философской теологии.

Вайшедель подвергает критическому рассмотрению практически все ключевые образования в истории европейской философии. Разумеется, при рассмотрении воззрений конкретного мыслителя В первую очередь его философско-теологические позиции. Критический анализ, осуществляемый Вайшеделем, призван показать, что все философско-теологические позиции в традиции опирались на не обоснованные в философском отношении посылки. Чаще всего такие посылки заимствовались из христианской мысли. Другими словами, указанные посылки носят, как считает Вайшедель, нефилософский характер, а потому все конструкции, воздвигаемые из них, также не могут считаться философски обоснованными. Поэтому познание бога, на которое претендуют эти конструкции, не является чисто философским. Исторический анализ приводит Вайшеделя к выводу о том, что все прежние попытки создания философской теологии с строго философской точки зрения явили свою несостоятельность. «При общем обзоре истории взлета и падения философской теологии, – заключает Вайшедель, – становится очевидным, что философская теология вступила в смертельный кризис».


Также интересно:

Венец концепции Вайшеделя «в эпоху нигилизма»
«Радикальная сомнительность действительности» - основа для философской теологии
Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания