Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Место и значение философского богопознания

В современной философской теологии доказательства существования бога анализируются преимущественно в их наиболее значимых исторических формах. Анализ состоит главным образом в определенной группировке классических доказательств, установлении зависимостей между ними и т. д. Можно констатировать преимущественное внимание к так называемому «онтологическому доказательству».

Однако обращение к доказательствам существования бога не сводится к историко-философской и историко-теологической работе. Предпринимаются и попытки их известной модификации. Некоторые репрезентативные попытки такого рода, так же как и систематизаторские усилия, будут представлены в процессе анализа современных философских учений о боге.

Место и значение философского богопознания определяется прежде всего тем, что оно представляет собой попытку философского постижения сущности бога. Создание философского учения о боге является второй и главнейшей задачей философского богопознания. Философское учение о боге неизбежно будет либо теистическим, либо какой-то формой отрицания теизма. Теизм является фундаментальной религиозной установкой европейской цивилизации, и европейская философская теология неизбежно будет соотноситься в той или иной форме с теизмом, пока она остается европейской философией.

Представляется поэтому возможным разделить современные философские учения о боге на теистические и на такие, где выдвигается претензия на какую-то альтернативу теизму. Это разделение в общем и целом совпадает с разделением современной философской теологии на конфессиональную и внеконфессиональную, поскольку альтернатива теизму вообще, а не только какой-то его конкретной форме, например классической, не может создаваться в рамках конфессиональной философской теологии.

Следует подчеркнуть, что в философском богопознании речь идет прежде всего о теизме как определенной философской теории, или, другими словами, о «философском теизме». Этот философский теизм не являет в истории единого образа. Тем не менее представляется возможным указать какое-то фундаментальное инвариантное содержание «философско-теистического понятия». Философский теизм в своем смысловом ядре означает признание существования бога как абсолютной, трансцендентной по отношению к миру духовно-личностной действительности, выступающей как безусловный источник всего небожественного сущего и сохраняющей действенное присутствие в мире.

Как признается в настоящее время большинством теологов и философов религии, философский, метафизический теизм образует основу или по крайней мере важнейший момент представлений о боге западных христианских конфессий, их вероучения. «Философско-теистическое понятие» лежит в основе учения о боге догматической, или систематической, теологии этих конфессий.

При всем том вряд ли можно охарактеризовать традиционное церковно-теологическое учение о боге как исключительно философский теизм, как это делают довольно часто современные философы и теологи. Достаточно указать на то, что в догматической, систематической теологии разработка полного учения о боге не может не включать христологическую и тринитарную проблематику. Не случайно в последнее время все чаще употребляется выражение «религиозный теизм».

Концептуализация философского теизма была основной, если не исключительной целью традиционной естественной, или философской, теологии. Если в «теологии откровения» философский теизм дополнялся и углублялся посредством разработки проблематики троичности бога, то философская теология ограничивалась концептуализацией философского теизма.

Можно поэтому говорить о корреляции между философским, метафизическим теизмом и философской теологией, с одной стороны, и между христологической, тринитарной проблематикой и систематической, догматической теологией – с другой. В то же время целесообразно добавить следующее. Во-первых, философия использовалась и используется для осмысления христологической, тринитарной проблематики, иными словами, сказанное об их взаимоотношении относится к философскому богопознанию в строгом смысле и не отрицает философской теологии в первом из указанных смыслов т. е. философской теологии как использования философии в систематической теологии. Во-вторых, и применительно к философскому богопознанию говорить о его отличении от систематической теологии можно лишь с определенной долей условности, поскольку в традиции были попытки указать «естественным» философским образом на наличие «следов троицы» (vestigia trinitatis) и в творении. Так что христианский тринитаризм в принципе может быть представлен и в философском богопознании.


Также интересно:

Природа религиоведческих исследований
Методологические трудности в исследовании философии религии
«Феноменология религии» утверждается как профессиональное философское и религиоведческое понятие
Как укоренилась история религии
Герменевтика и религиеведение
Философия и религиоведение в концепции Ниниана Смарта
Связь философии мировоззрений с действительно существующими мировоззрениями
Разностороннее исследование системы религиозных верований
Возникновение спора между когнитивизмом и нонкогнитивизмом в рамках философско-эпистемологического исследования религии
Философия религии как философская теология

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания